Пятая заповедь
Десять заповедей,
которые снес Моисей с горы на каменных досках, не делились ровно на пять и
пять. Четыре и шесть – так делились заповеди, и первая часть относилась к Богу,
а вторая — к людям.
Шесть слов,
начертанных на второй скрижали, открывались заповедью о почитании отца и
матери. О смысле этой заповеди размышляет известный православный
писатель-публицист протоиерей Андрей Ткачев.
Из всех заповедей пятая наиболее
нравится родителям. Им кажется, что эти слова обслуживают их родительские
интересы и стоят на страже их прав и эгоизма. В действительности это не так.
Хотя бы потому, что правильное исполнение этой заповеди предполагает наглядный
пример, а значит, совместное проживание нескольких поколений.
Я, как отец, должен на глазах своего
сына проявить сыновнее почтение к своему отцу, то есть дедушке моего сына.
Послушание, уважение, почтение должны быть жизненными принципами, а не высокой
теорией. Хорошее дело на глазах своего сына мыть ноги, и целовать руку, и
отдавать лучший кусок своему отцу, следовательно, его дедушке. Это будет лучшим
залогом выстраивания в юной душе правильной системы ценностей и залогом
правильного отношения к себе в старости. Но для этого как минимум нужно, чтобы
у твоего отца не было второй семьи, чтобы он не бросил твою маму с тобой на
руках и не стал искать счастья с другой женщиной, в другом месте.
Много ли у нас семей, где три и
четыре поколения живут рядом? Много ли семей, где словосочетание «второй муж»
или «бывшая жена» являются кошмарными и нереальными? Итак, из сказанного уже
ясно, что реальность противится, а отнюдь не способствует исполнению заповеди о
почитании родителей. Пойдем дальше.
Главные разрушители пятой заповеди –
это не строптивые дети, а любящие родители. Это они развращают детей, избавляя
их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счастья
воспитываться в коллективе многих братьев и сестер. Они рожают одного, максимум
– двух детей, думая, что уменьшение количества рожденных улучшит качество воспитания.
Они превращают детей в «домашние божества» и сами превращаются в
идолопоклонников. Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний
такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое лучше бы назвать погублением или развращением.
Спесивые, изнеженные, заласканные,
приготовленные для «великой будущности», эти маленькие эгоисты жестоко
разочаруют своих родителей. Те на старости лет опомнятся и станут, быть может,
требовать к себе уважения и почтения согласно пятой заповеди. Но о каких
заповедях можно будет вести речь в доме престарелых или над могилой безвременно
погибшего посреди разврата молодого человека?
Отец семейства должен быть капитаном
корабля. Мать и жена – помощником капитана или – боцманом, хоть и звучит это не
по-женски. А дети – юнгами и матросами. Их нужно сбрасывать, как ложных богов,
с пьедестала и запрягать в работу. В черном теле, а не в белом воротничке нужно
держать их. К труду, а не к карманным деньгам должны привыкать их руки. Если родители
этого делать не будут, то они – разрушители пятой заповеди, а значит, и
уничтожители всех остальных. Рожденные ими гордецы и лентяи
не остановятся на отсутствии почтения к родителям. Они начнут и красть, и
убивать, и прелюбодействовать.
Мы видим себя в европейском доме. Да
будет известно нам, что этот дом – дом престарелых.
Во-первых, потому, что Европа состарилась в войнах, спорах, борьбе за истину.
Как старый человек, уставший жить и желающий отдохнуть, Европа уже не живет, но
почивает на «заслуженном» отдыхе. Во-вторых, культура Европы – это культура
распавшихся семей. Это – культура узаконенного разврата, где плохо не столько
то, что разврат есть, сколько то, что развратничают,
не краснея. Это культура, где юноши не имеют авторитетов, а старики – иных целей,
кроме путешествий в теплые края.
Европейцы умудрились нарушить все
заповеди, не нарушая при этом приличий. Этим-то они и привлекательны миру.
Называя аборт прерыванием беременности, воровство – восстановлением
справедливости, а разврат – уступкой требованиям организма, они стали центром
притяжения для всех, кто ненавидит Бога, но любит личину
приличия. Конечно, заповедь о почтении к родителям не осталась нетронутой.
Пенсионный фонд и социальные службы
выполняют теперь то, что должны выполнять по отношению к постаревшим родителям
взрослые дети. Умыть руки и сбросить с себя ответственность – вот главная
забота современного человека. И этот человек хочет счастья? Нужно сделать одно
из двух. Либо отказаться от счастья, вести жизнь, которую мы ведем, и ждать
огня с неба... Либо изменить систему ценностей и повернуться лицом к простым и незаметным
человеческим качествам, составляющим сердцевину нашей земной действительности.
По части веры и культуры мы –
европейцы. Наши музыканты играют и Гайдна, и Моцарта. Наши ученые ориентируются
в мире западных идей с той же свободой, с которой хорошая хозяйка ищет нужную
вещь в своем шкафу. Все, что есть в культуре Запада, понятно нашему сердцу, ибо
мы – христиане.
Но мы не полностью отданы Западу. У
нашего сердца есть «восточная камера», а у мозга есть «восточное полушарие».
Таджикская или афганская деревня, где гостю не показывают лица дочерей, также
близки нашей душе. Арабская семья, где сын бежит на голос отца, чтобы налить
ему чаю или поправить подушку, тоже должна быть нам близка и дорога.
Высшие достижения Запада нам должны
быть понятны. Высшие проявления Востока нам должны быть милы. Высшие достижения
Запада – это философия, наука и технологии. Высшие проявления Востока – это ценности не спеша живущего человека. Это ценности, связанные
с семьей: уважение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, послушание и многое
другое.
Технологии, оторванные от морали,
поставили мир на грань выживания. Если миру суждено еще пожить, то это зависит
от лучших ценностей Востока. «Чти отца и мать» – одна из них, и не у Запада
учиться ее реализации.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№42(609)2011
ФОТО – http://www.ruza-kurier.ru/word/485-pyataya-zapoved.html