Осада
8 октября – память преподобного Сергия Радонежского
3 октября 1608 года польские войска осадили основанную преподобным
Сергием лавру, которую шестнадцать месяцев мужественно защищали братия обители
и немногочисленный гарнизон. После безуспешной осады интервенты вынуждены были
отступить.
В начале XVII
века Российское государство оказалось на грани гибели. Этот период в нашей
истории назван Смутным временем. Царским престолом завладевали самозванцы –
Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, которых поддерживала Польша и стоявший за ней
Ватикан, а также бояре-изменники и шайки разного рода разбойного люда. Они
совершали кровавые рейды вглубь страны, грабя и убивая местных жителей, сжигая
их города и веси. В стане самозванца Лжедмитрия II активно действовали и
иезуитские священники. Их цель – насаждение католичества и уничтожение
Православия.
Понимая это,
православное духовенство отказывалось признавать власть самозванца и призывало
народ к сопротивлению. При этом многие священнослужители подверглись гонениям и
казням. Был изгнан из своего кафедрального собора и вскоре умер архиепископ
Суздальский Галактион. Взяли в плен, мучили и истязали, угрожая убить, привязав
к пушке, епископа Коломенского Иосифа. После зверских пыток был убит
архиепископ Тверской Феогност, призывавший противостоять Тушинскому вору
(Лжедмитрию II). Замучен голодом Патриарх Ермоген,
отказавшийся поддержать самозванца и призывавший в своих грамотах народ к
созданию ополчения против поляков.
Множество
монастырей и храмов по всей Руси было сожжено и разграблено, тысячи
священнослужителей и монахов убиты.Та же трагическая
участь была уготована поляками и Троицкой лавре преподобного Сергия
Радонежского, расположенной в 60 километрах от Москвы. С одной стороны,
обитель прельщала оккупантов своим богатством (множеством золотых и серебряных
сосудов, драгоценных камней, образов, крестов). А с другой –
имела важное стратегическое значение, способствуя удобному сообщению столицы с
Новгородом, Вологдой, Пермской и Сибирской землей, с Владимирской,
Нижегородской, Казанской областями.
Однако
лавра, основанная в лесной глуши, еще в царствование Иоанна Грозного была
ограждена мощными каменными стенами и глубоким рвом. 23 сентября (по старому
стилю) польское войско под командованием самых знаменитых военачальников Сапеги и Лисовского, общей численностью 30 тысяч человек,
совершило первую попытку овладеть лаврой. Незадолго до этого, зная о намерениях
поляков, защитники обители принимали присягу у гроба преподобного Сергия,
обещая не изменить ни вере, ни царю (Василию Шуйскому), хотя бы предлагали им
«все сокровища всего мира». Ядро защитников монастыря составляли несколько
десятков стрельцов и 300 монахов, многие из которых до пострига занимались
ратным делом. Остальным же – послушникам и жителям окрестных деревень, бежавшим
под защиту монастырских стен, пришлось осваивать военное ремесло
непосредственно в боях. Общая численность защитников лавры не превышала 2400
человек.
Заняв позиции
вокруг стен лавры, поляки из 63 орудий вели ее обстрел. Но осажденные
стояли насмерть. При множестве беженцев, собравшихся в монастыре, осажденные
страдали от тесноты и недоедания. Распространилась цинга, уносившая ежедневно
десятки жизней. На место погибших мужчин вставали женщины и дети.
Защитникам
монастыря постоянно являлся сам ее основатель – игумен земли Русской
преподобный Сергий. Он ободрял упавших духом, обессиливших,
предупреждал о новых угрозах. Более того, осажденные, вырыв под стенами
лаз, в темные ночи сами нападали на окопы неприятелей, хватали языков. Один из
них открыл им важную тайну о готовящемся подкопе и указал место. Подкоп был
подорван, укрепления поляков подожжены. Иноки сражались всегда в передних
рядах. Раненых относили в лучшие келии.
12 января 1610
года Сапега ушел от стен монастыря после 16-месячной
осады.
Поляки
жаловались своему самозваному царьку на то, что сергиевы
монахи подобно стае черных воронов возгнездились у
каменного гроба. И в самом деле, для этой погани гроб
с мощами преподобного Сергия стал неодолимым препятствием.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№41(608)2011
ФОТО 1 – О.И. Зарицкая. Осада Троице-Сергиевой Лавры в литографиях. http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=1160
ФОТО 2 – Василий
Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%EE%E8%F6%EA%E0%FF_%EE%F1%E0%E4%E0