В храме как дома
Румыния –
европейское государство, расположенное между Украиной, Молдавией, Сербией,
Венгрией и Турцией. А еще Румыния – одно из самых православных государств в
мире. Любой посетивший эту страну без труда убедится в этом.
Столица Бухарест. Название
происходит от слова «букур» – пастушеский.
Говорят, первое поселение здесь когда-то основал
представитесь этой профессии. Отчасти некоторая «деревенскость»
чувствуется в столице Румынии, государства в большей своей части аграрного, и
сейчас: очень просто одетая публика, практически полное отсутствие небоскребов.
И множество церквей. Встань на любой улице Бухареста и посмотри вокруг себя.
Если ты не увидишь «бисерику» (так по-румынски звучит
слово «базилика» – «церковь»), значит, ты слеп. На три миллиона жителей
Бухареста – 300 православных храмов (в 11-миллионной Москве храмов – 400).
Почти 90 процентов населения – православные. Причем не на словах, а на деле. Но
об этом ниже, пока же вернемся на улицы Бухареста.
И вот оказывается, что все
эти люди: прохожие на бухарестских улицах, посетители магазинов и ресторанов,
эти уличные торговцы и даже цыгане – все они православные! Что же из себя
являет их церковная жизнь? Чтобы познакомиться с нею, зайдем в любую из
бухарестских церквей.
Рядом с храмом сооружение,
похожее на прямоугольную беседку с тремя глухими стенами и крышей. Стены
украшены фресками, изображающими особо почитаемых в Румынии святых или
евангельские сюжеты. Вдоль стен – столы, покрытые латунью и имеющие множество
подсвечников, как наши поминальные кануны. А это и есть место поминовения, но
не только усопших, а и живых тоже. С утра до вечера здесь народ: подойдет
человек, поставит свечку за живых, другую за мертвых, перекрестится и идет себе
дальше. Спрашиваю: отчего это свечи вынесены на улицу? Оказывается, на этом уже
давно настаивают реставраторы, боящиеся за сохранность фресок, ведь в Бухаресте
очень много церквей, построенных в XVII и даже XVI веке (в некоторых
сохранились и росписи). И надо сказать, реставраторов можно понять: при той
посещаемости церквей, какую можно наблюдать в Румынии, их стены пришлось бы
реставрировать раз в полгода!
Пятница, не раннее утро,
рабочий день. В храме идет литургия. Народу не сказать
чтобы много, но у нас не в каждом храме столько бывает на воскресной литургии.
Человек 100-150 – мужчины и женщины, старики и молодежь. Детей, правда, в
будний день в церкви не встретишь: дети в школе. Внутри храма румыны
размещаются не так, как иногда у нас – мужчины справа, женщины слева. Здесь
мужчины чаще всего впереди, женщины сзади. Если
Евхаристический канон еще не начался, можно обнаружить, что кто-то сидит (по
стенам сделаны на греческий манер специальные сиденья, «стасидии»),
кто-то стоит на коленях. Румыны вообще очень любят коленопреклоненную молитву.
Все церкви в Румынии устланы коврами. Во время Евхаристического канона на
коленях молятся все. Многие складывают перед собой руки «лодочкой», немножко по-католически.
В задней части храма часто
бывают установлены столы для приношений – как около наших канунов- и раздачи
прихожанам освященного: масла на ватках, нарезанного кубиками хлеба, муки в
маленьких бумажных фунтиках. Румыны очень любят помазание елеем. Всегда – во
время литургии, после акафиста или вечерни – перед священником выстраивается очередь
желающих помазаться.
В храме румыны ведут себя
очень свободно. Например, ходить по солее здесь разрешено абсолютно всем: и
мужчинам, и женщинам. И в любое время. Ну, конечно, они поднимаются на солею
лишь по необходимости: поцеловать образ местного ряда, получить благословение.
Вот характерная сценка.
Центр Бухареста, храм при Румынской патриархии. Заканчивается Херувимская, вот-вот начнется великий вход. Вдруг
немаленьких объемов старушка с двумя огромными черными полиэтиленовыми пакетами
поднимается на солею, подходит к образам, висящим по сторонам Царских Врат,
прикладывается и спокойно возвращается назад, в храм. Другая зарисовка. Идет
Евхаристический канон, благоговейная, молитвенная атмосфера в храме, все на
коленях. Худой, высокий мужчина средних лет поднимается на солею, идет к
северным дверям алтаря и... стучится в них. Ждет. Наконец дверь открывается,
выходит священник, перед которым мужчина склоняется для получения благословения
– румыны не складывают, как мы, руки, а низко наклоняют голову. Получив
благословение, уходит. Православным из России такое поведение кажется слишком
свободными. Но дело в том, что для этих людей храм – это не только Дом Божий,
но и их собственный дом, в котором им привычно, уютно и тепло. А дома человек
чувствует себя свободно.
Приходя в храм, люди пишут
записки, которые достойны особого описания. Принятое у нас простое перечисление
имен румыны предваряют своеобразной молитвой, изложенной своими словами.
Литургию поют все, то есть всем храмом. Ведь литургия состоит в основном из
неизменяемых текстов – ну, кроме тропарей и кондаков, – и нет ничего
удивительного, что люди, с рождения ходящие в церковь,
знают службу назубок. Добавьте к этому природную музыкальность румын, и вы
получите вполне стройное пение в исполнении нескольких сот человек. Что
касается изменяемых песнопений – на вечерне или утрене, – то их, конечно,
исполняет клирос. Здесь чувствуется очень сильное влияние греков. Поют с иссоном — то есть с неподвижной басовой основой, на фоне
которой выписываются сложные колена византийской мелодии. Вообще, в современном
румынском пении явно слышно переплетение двух традиций: византийской
и народной, местной. К примеру, ектении поются чаще
всего веселым и более понятным русскому уху народным распевом. Кстати, о ектениях: у румын принято любую ектению
завершать словами: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси
нас». Поют это все присутствующие.
Когда паломники из России
спросили румынского священника, почему так много церквей у них в стране, он
ответил:
– Понимаете, народ у нас
ленивый. А когда церковь рядом с домом, люди не так ленятся.
У нас, в Пензе, тоже
наметилась тенденция строить храмы, что называется, шаговой доступности, и, как
подтверждает румынский опыт, это весьма отрадное явление.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№40(607)2011
ФОТО – http://www.nsad.ru/index.php?issue=12§ion=10&article=174