Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 24.11.24
Русская идея

Уваров С.С. (1786—1855), граф, министр народного просвещения, президент Академии Наук (1818—1855)Русская идея

 

5 сентября 1786 года, 225 лет назад, родился граф Сергей Семёнович Уваров, русский государственный деятель, почетный член и президент Российской академии наук, и министр народного просвещения, прославившийся на века созданием русской национальной идеи, в основе которой знаменитая триада «Православие. Самодержавие. Народность».

Сегодня мы публикуем фрагменты исследования историка Ю.В. Соловьева об этом выдающемся человеке, чьи идеи никогда не устаревают для России.

 

Граф С.С. Уваров (1786 – 1855) родился в семье одного из адъютантов князя Потемкина. Должность министра народного просвещения он занял в 1833 году по указу императора Николая I. Прослужив на ней 16 лет, Сергей Семенович создал систему образования, костяк которой, по мнению некоторых исследователей, не претерпел существенных изменений до сих пор.

Знаменитая уваровская триада «Православие. Самодержавие. Народность» увидела свет (по инициативе государя) в виде директивы министра, опубликованной в 1-м томе Журнала министерства народного просвещения за 1834 год.

Рассмотрим подробнее каждую ее часть. На первый взгляд, странно звучит декларация о Православии, как об отстаиваемой властью ценности в Православной империи, которой была Россия в первой половине XIX века. Однако анализ тогдашней духовной атмосферы в России эту странность разъясняет. Уже тогда Православие подвергалось нападкам и давлению. В 1830 году один русский аристократ размышлял в письме: «Мы не греки и не римляне, а, вероятно, христиане, следовательно по правилам протестантизма ближе к нему, нежели к греческому православию». При этом «третье сословие», купцы и крестьяне, весьма увлеклось сектантством: хлыстовством, скопчеством, некоторыми западными течениями, уходило в раскол. Не говоря о масонстве, разнообразным толкам которого русская аристократия в лице известнейших своих представителей отдала немалую дань, ряд предшествующих акций государственной власти существенно подрывал основы веры.

Князь А.Н. Голицын в 1817 году создал министерство духовных дел и народного просвещения, сосредоточив в своих руках «власть церковную (Синод), административную (министерство) и идеологическую (Библейское общество)».

Последнее наводнило Россию мистической литературой масонско - протестантского происхождения. (Против этих негативных явлений, к слову сказать, активно выступил будущий святой пензенской земли архимандрит Иннокентий – Прим. ред.). В ведении Голицына состояли высшие и средние школы, где подобная литература довольно активно пропагандировалась. Сектантство и раскол находили понимание и поддержку у государева министра, считавшего русское Православие средоточием «фанатизма, религиозной нетерпимости и мертвого благочестия обряда и внешней формы», чуждыми Духу Христову.

Декларируя в 1834 году принципы своего министерства и формулируя «национальную идею» нового царствования, Уваров говорил: «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего Православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова».

Вслед за Православием в уваровской триаде поставлено самодержавие, которое применительно к государственному устройству наиболее полно соответствует Православию. Не будучи богословом, Уваров сформировал лишь систему политических доводов в пользу самодержавия, но их совокупность зримо отражает подразумеваемый министром сакральный смысл. «Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия».

Народность, по Уварову, – это синоним равноправия данного народа в семье других народов мира и одновременно – показатель индивидуальности, непохожести, своеобразия как постоянной величины, не подверженной прогрессистским изменениям. «Патент на благородство» народа, по емкому выражению А.А. Фета. Такова формула, предложенная министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым в качестве основы государственной идеологии России и настойчиво проводившаяся им в жизнь.

Недруги – а их было и есть немало – называли ее «официальной народностью». Ничего остроумнее тогдашние и сегодняшние либералы и прогрессисты придумать не смогли. Государь Николай Павлович высоко оценил труды Уварова – 1 июля 1846 года министр был возведен в графское достоинство. В утвержденном гербе красовался ставший знаменитым раскатисто-мощный девиз, заключающий в себе глубокую державосозидающую философию: «Православие. Самодержавие. Народность».

Титулованный дворянин граф Уваров получил право на награждение высшим в России орденом святого Андрея Первозванного. Орден пожалован в 1850 году. Однако обстоятельства царствования складывались против консервативно-аристократического возрождения, чаемого графом Уваровым. У государя было мало причин доверять дворянству, особенно после событий 14 декабря 1825 года.

После европейской революции 1848 года Николай Павлович сократил вольности дворянства, целиком положившись на бюрократию. Граф Уваров подал в отставку. Он делал это дважды за свою карьеру – и вовсе не из чувства «протеста против реакции». Политическое уравнивание подданных империи, по его убеждению, сушило ростки аристократии духа, столь им лелеемые.

В год отставки умерла супруга министра. После этого граф Сергей Семенович покинул Петербург и поселился в Москве. В Дерптском университете, некогда облюбованном его друзьями по «Арзамасу» – Воейковыми и В.А. Жуковским, граф Уваров публиковал свои книги и диссертации, почти всегда анонимно.

От брака с Екатериной Алексеевной Разумовской он имел двух дочерей, одну из которых, Наталию, суждено было ему пережить. Сын его, граф Алексей Сер­геевич (1824 – 1884), известный археолог, учредитель археологических съездов в России, создатель Исторического музея в Москве.

Последние годы своей жизни он окончательно водворился между Москвой и Поречьем (имение жены).

В Москве 5 сентября 1855 года незаметно потух этот блестящий и плодотворный ум.

Граф С.С. Уваров погребен в родовом селе Холм Смоленской губернии, недалеко от любимого им Поречья.

Подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Б№36(603)2011

ФОТО – http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/0/prezentacia/PortPr.html

единый справочник телефонов города ногинска справочник телефонов г чебоксары справочник найти адреса по телефону в санкт-петербурге домашний телефон справочник мобильных телефонов донецка справочник телефонов стерлитамак выкса справочник телефонная он лайн узнать местонахождение через мтс справочник телефонов г липецка тут ссылка искать справочник телефонов верхней пышмы программа на телефон по поиску людей по номеру телефона справочник телефонный гродно 2012 смс перехватчик проверить поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных справочник телефонов по г астана ссылка телефонная база данных уфа найти номер телефона в германии справочник телефонов ильичёвска тут найти номер телефона по фамилии в харькове узнать определение здесь база данных абонентов билайн краснодарского края поиск телефона по адресу киев телефонный справочник краснодара 2012 телефонная база в московской области как найти как в москве узнать номер телефона по адресу справочник телефонов саяногорска справочник домашних электронная база телефонов и адресов смс перехватчик правда или нет мтс определить местонахождение здесь как узнать online телефонный тут sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг