Презиравший славу
17 июля – день
памяти (день погребения) святого благоверного князя Андрея Боголюбского
(1110 – 1174), зверски убитого группой заговорщиков-бояр.
Как известно, в Киевской
Руси старший в роде одновременно являлся великим
князем и сидел на старшем – киевском – столе. Остальные владели княжествами
менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри
княжеского рода при этом не было места государственным отношениям – они
принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими
временными подданными. Он знал: умрет Киевский великий князь – его достоинство
вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и
это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь
соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех
пор, пока жив новый глава рода. Затем – новая передвижка. Такой порядок был
неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в
очередь занять тот или иной стол...
Святой Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать,
упразднить этот родовой строй, с тем чтобы расчистить
место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и
боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных
княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей,
князь Андрей ушел на север, где ростовцы и суздапьцы признали его своим князем. Там он основал новое
великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий
предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.
Чувствуя, что Россия
гибнет от разделения власти, святой Андрей в своих стараниях ввести
единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление
Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой [из Вышгородского женского монастыря] чудотворную икону,
писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым
трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей
Матерью и св. Иосифом Обручником; увидев эту икону,
Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от
Меня и Моя да будет с сей иконой!» (Эту
икону назовут вскоре по месту ее пребывания Владимирской, и она станет главной
святыней на Руси. – Ред.).
Дважды утром икону
находили сошедшей со своего места в Вышгородском
соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на
который он испрашивал у Пречистой в своих усердных
молитвах.
Когда св. Андрей миновал
Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони,
везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. (В
житиях указывается, что по дороге князю явилась Божия Матерь. На месте
Ее чудесного явления, по Ее повелению, князь Андрей основал обитель с селением,
названным Боголюбове. По просьбе князя была написана икона Владычицы в том,
виде, как Она ему явилась (1157), названная Боголюбской.
– Ред.) Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел
знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. (1 августа 1164 г., когда Андрей был в
походе против волжских булгар, от Владимирской иконы воссиял дивный свет,
который озарил весь княжеский полк. Память об этом чуде сохраняется и сейчас в
праздновании 1/14 августа. – Прим. ред.).
Многочисленные чудеса,
явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить
церковное празднование Покрова Божией Матери. Праздник этот чтится в России не
менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно
отмечает его, несмотря на то, что событие, вспоминаемое в этот день (видение
покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Чтобы охарактеризовать
личные качества этого выдающегося государственного деятеля, лучше всего
процитировать Льва Александровича Тихомирова: «Одаренный огромными
способностями, он в то же время отличался превосходными нравственными
качествами. Его память не запятнана никакими пороками, никакими низкими
поступками, никакими даже случайными преступлениями. Его благочестие, его
искренняя вера, молитвы и посты, его широкая благотворительность – несомненны.
При редкой храбрости и военных талантах, он приобрел много военной славы, но не
дорожил ею и не любил войны. Точно так же, при огромных трудах на пользу своей
земли, он совершенно не дорожил популярностью.
Всей своей жизнью он
представляет человека идеи, который только ею дорожил, был готов для нее все
сделать, всем пожертвовать и всем рискнуть».
Это был мыслитель, и
мыслитель незаурядный, сумевший опередить свое время и заглянуть в будущее
Русской земли, понять ее историческое предназначение, угадать Божий о ней
Замысел. Родившаяся и окрепшая в нем идея была идеей Руси как православного
царства. Он начал с установления единовластия в своей суздальской земле. Вскоре
она стала являть собой разительный контраст по отношению к остальной Руси:
всюду происходили раздоры и усобицы, а здесь царили порядок и спокойствие.
Однако Боголюбский не собирался ограничивать поле
своей деятельности собственным уделом и ждал только удобного момента, чтобы
распространить ее на всю Русь.
Другой поступок Андрея Боголюбского можно назвать классическим для правителей,
приучающих подданных к своему самовластию. Он сделал то же самое, что делали
три других великих теоретика и практика этой формы правления – Эхнатон, Иван
Грозный и Петр Великий (а также император Константин Великий), – из Киева
перенес столицу в новое место (во Владимир), как бы начиная историю России с
нуля...
Владимир не прижился в
новой роли, как и вся программа Андрея Боголюбского
создания русского царства. Она была выдвинута преждевременно. Князя, в конце
концов, убили свои же. Русь
вернулась к феодальной раздробленности, которую удалось преодолеть лишь к 1448 г. (научением
от обратного: в итоге попущения более чем двухвекового ордынского ига – по
нашим грехам. – Прим. ред.). Но подвиг великого
князя Андрея не пропал даром: если бы не было первой,
неудачной, попытки создать Российскую православную империю, не было бы и
второй, удачной.
В. НИКОЛАЕВ.
(По книгам
митрополита Иоанна (Снычева)
и философа В. Тростникова).
ФОТО – Святой благоверный великий
князь Андрей Боголюбский. http://archives.maillist.ru/83108/214463.html
Б№29(596)2011