ФОТО – Нестеров Михаил Васильевич. Святая
Русь (1905). http://artru.info/il/5928/
Святая Русь
Собор Всех святых, в земле российской просиявших, который празднуется
на второй неделе по Пятидесятнице (в нынешнем году – 26 июня), восстановлен для
празднования на Поместном Соборе 1918 года, а многие из принявших это решение
вскоре стали мучениками и тоже были причтены к собору русских святых.
В тот роковой день Великая княгиня
Елизавета Феодоровна собиралась в свою мастерскую в
Кремлевский дворец. Вскоре после того как Сергей Александрович отъехал от
Николаевского дворца, раздался сильный взрыв, который потряс здание так, что
задребезжали стекла в окнах и зазвенели и закачались люстры. Потом наступила
зловещая тишина. Елизавета Феодоровна сразу
почувствовала сердцем, что случилось страшное, непоправимое несчастье. Как была
в одном платье, без шляпы, она бросилась вниз по дворцовой лестнице.
Великий князь Сергей Александрович
погиб так же, как и его отец. Император Александр II, Освободитель, был
разорван бомбой террориста. Убийца Каляев, слегка
раненный щепками, разлетевшимися от саней, был тут же арестован полицией.
Елизавета Феодоровна поднялась с колен и пошла за
носилками. Что же сделает она потом? В ее власти требовать немедленной казни Каляева. Казни жестокой, расправы, мести. Но – нет. Она
действительно идет в тюрьму к убийце. Но идет не с местью, не с обещанием
расправы. Она идет с Евангелием. Она просит его принести покаяние в убийстве,
она просит его вспомнить о Боге и о своей душе. И обещает тогда просить о...
его помиловании. И в ответ слышит только смешки.
Ей доступны были все наряды и
украшения Европы, она считалась одной из первых европейских красавиц... Но
Елизавета Феодоровна принимает монашество. Эту
инокиню-княгиню знала вся Москва – Москва не только высокосветская,
но и ночлежки, больницы. Ее знал весь Хитров рынок – самое страшное, грязное и
преступное место – туда она приходила, чтобы лечить, утешать, кормить,
помогать. А затем сама оказалась в жерновах революции.
На расстрел ее везли эстонцы. Ее
сбросили в шахту в Алапаевске. И бросили бомбу. А сбросив, содрогнулись от
ужаса – из шахты доносилось пение Херувимской – песнопения литургии. Это пела
Елизавета Феодоровна, молясь перед смертью. Когда
тела достали из шахты, оказалось, что и перед лицом смерти не оставила она
ближних – оторвав ткань от одежды, она перевязывала раны тем, кого сбросили
вместе с ней.
Это и есть христианская святость. Во
Христе нет ни эллина, ни иудея, но среди прославленных русских святых есть не
только славяне по происхождению, но и варяги, итальянцы, евреи, греки, татары.
Многие святые несли евангельское слово не слышавшим его доселе народам: в
Пермский край, на Кольский полуостров, в Сибирь, в Японию. Среди святых были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и
добродетельные жены, и великие правители. Всех объединила Божья благодать, но
всех по-разному.
С самого крещения Русь, переняв
византийский аскетизм в лице святого Феодосия Печерского, поставила во главу
угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». В XVIII веке
подчиненная жесткому государственному контролю Церковь вдруг обретает новый дух
древнего подвижничества – через св. Паисия Величковского зажигаются дивные огни русской духовности: Оптина пустынь и Саров. В XX веке
суровые гонения дают длинный, как никогда, список новомучеников и страдальцев
за веру Христову. На соборе 2000 года были прославлены сотни новых мучеников
российских, тех, кто был верен Христу в самые страшные годы гонений. В те годы
в монастырях выстраивали монахов в шеренгу и предлагали всем отречься от
Христа, выйти из шеренги, обещая помилование, И некоторые выходили. Но
немногие. А расстреливали всех. Их имена канули в Лету, от многих остался
только лагерный номер, никто не знает, где их могилы. Они умирают от голода,
холода, пули... Но не боятся смерти. Они выстояли до конца. И через десятилетия
их прославляет Церковь. На Бутовском полигоне под
Москвой расстреляны тысячи верующих. И сегодня на это место приезжают уже
совершенно свободно, но без страха гонений, тоже тысячи – молиться им.
Бедняки и богатые, ученые и
неграмотные, монахи и многодетные миряне, священники и маленькие дети – все они
перед нами на иконе Всех святых, в земле российской
просиявших. Если Церковь придает святым такое значение и так празднует их
память, то это потому, что через них совершается полнота нашего приношения
Богу. Как могут говорить протестанты, что изумляться святым, любить их, молиться
им – значит, занимать место Бога? Это все равно, что сказать, что вот этот
цветок незабудка мешает мне видеть другой цветок – ландыш, или фиалку, или
розу, и все вместе – солнце небес. На самом деле все ведет к источнику одной
бесконечной невидимой Красоты. И святые открывают нам в каждый век, в каждую
эпоху, согласно испытаниям времени, – всегда новый, вечный лик Христов. Без них
само Евангельское благовестие потерялось бы в
отвлеченных богословских построениях, превратилось бы в чистую схоластику, в фарисейство
и законничество. Если Евангелие сохраняет и вечно
являет свою новизну, то это потому, что через святых – преподобного Сергия
Радонежского или преподобного Серафима Саровского,
или святого праведного Иоанна Кронштадтского,
или блаженную Матрону, или святых Царственных мучеников – открывается
бесконечный источник, который приходит к нам в этих человеческих ликах.
Мы не сможем понять, в чем значение
святых, если в час, когда касается нас благодать, не сделаем немедленного
вывода, что мы тоже призваны быть участниками этого служения. И наше
христианское призвание именно в том, чтобы каждому по-своему и в своей мере
явить миру превечный лик Христов. Для этого нам надо
предать Богу нашу жизнь, наши дружбы, нашу доброту, нашу ненависть к
растлителям детей и распинателям православной России.
Так всегда шли православные воины в сражение, не зная, чем кончится война –
поражением или победой, но, понимая, что они должны идти. И что нет больше
любви, чем кто душу свою положит за друзей своих. Самое существенное – чтобы
мы, христиане, были теми, кто жизнью своей всегда и всюду свидетельствует о
Боге.
Только так мы сможем, пусть в числе
самых малых и последних, присоединиться к сонму святых Руси, которых мы
прославляем. Они не просто слава Церкви, ее минувшей истории, но живой призыв к
нам идти вслед им.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№27(594)2011