Помогите
усопшим
У Бога нет живых и мертвых. Те и другие до Судного дня
просто существуют в разных мирах. Но святая обязанность первых – помогать своим
усопшим родным и близким.
Об этом размышляет православный писатель и публицист
А.Ю.Лукин. Духовное прозрение, обретение веры, по словам самого Александра
Юрьевича, пришло к нему после трагической гибели сына – юноши в расцвете лет.
Умер
человек... Родные и близкие оплакивают его смерть. Отчего это всегда
сопровождается рыданиями, слезами? Нам страшно за него, любимого и родимого.
Что уготовано ему там, мы не знаем, и потому – страшно. Еще нам жалко себя, что
мы больше не будем иметь счастья общаться с ним, заботиться о нем, дарить ему
ласку и получать от него – то же.
Неверующий
человек – безутешен. У верующего есть утешение – бессмертие души, вера в то,
что наступит и мой черед, и я сойду с какого-то небесного трапа в иной мир, и
там – Господь милостив! – вновь увижусь с любимыми, ушедшими туда прежде меня.
И наши души соприкоснутся в счастливых объятиях... Но чтобы это произошло, мы
должны здесь усилить свое внимание на душевном поиске того грядущего пути в
иные счастливые миры. Для этого нам и дается молитва поминовения усопших.
Неверующий
основное внимание уделяет заботе о кладбище. Могила, надгробие, ограда,
цветы... И полагает, что этого достаточно. Верующий понимает, что уход за
последним пристанищем бренного тела – дань уважения тому облику, который носил
усопший. Убранство кладбищ – признак высокого и благородного устроения быта
человека.
Многие народы
этой культуры не признают вовсе. Представители некоторых народов до сих пор
сжигают умерших и развеивают прах либо хранят его у себя дома. Некоторые
северные племена считают, что ухаживать за могилой нужно недолгое время, а
затем ничто не должно напоминать о том, что здесь кто-то погребен. А на
Мадагаскаре существует иной обычай, нам кажущийся ужасающим. Там ежегодно
устраивают праздник поминовения умерших, выкапывают своих родственников из
могил, сажают рядом с собой за столы и в обнимку с истлевшими или
полуистлевшими трупами напиваются. Затем заворачивают останки в новую ткань и
снова закапывают до следующего года.
Слава Богу,
после принятия света Православия мы давно забыли о собственных языческих
обрядах. Хотя отзвуки их до сих пор слышны на наших кладбищах. Мало кто
осознает дикость устроения тризн прямо на могилах. Почему-то считается хорошей
традицией закусить внутри кладбищенской оградки, распить бутылочку да еще
вылить стакан на могильный холмик. На, мол, браток или
папаша, выпей и ты с нами! Обыденное варварство! И подчас после Пасхи многие
могилы выглядят как стол, не убранный после попойки.
А между тем
многие православные священники сейчас настойчиво и верно внушают своим
прихожанам, что Пасха и Светлая седмица – не время для поездок на кладбище. Это
время хождения в церковь, время высочайших духовных помыслов о вечности души
человека.
«Постараемся,
сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных
гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага»,
– писал по этому поводу святитель Иоанн Златоуст.
«Помогать
усопшим» – как это просто и точно сказано! Ежедневно молясь дома или в храме о
душах любимых покойников, мы помогаем и себе, и им, готовим будущую счастливую
встречу. И посещению кладбищ должно предшествовать главное посещение – приход в
храм, подача записки для поминовения усопших, панихида после окончания
литургии. Еще лучше – причаститься в сей день. А уж потом совершить поход на
погост. Церковью установлены определенные дни для совершения поминовений. В эти
дни словно шире раскрываются небесные врата для услышания
наших слезных молитв.
Особое место
занимает Троицкая вселенская родительская суббота – в девятый день после
Вознесения Господня и в канун праздника Святой Троицы. Сие церковное
установление – одно из древнейших, оно берет начало от самих апостолов, ибо еще
Святой Петр в день Пятидесятницы произнес слова о том, что Христос воскрес и
вышел из узилища смерти, а посему христианам следует перед днем Святой Троицы
обращаться в молитвах ко Господу, да спасет Он и
воскресит родных усопших – предков, родителей, братьев и сестер, всех ближних.
Троицкая суббота олицетворяет собой также и последний день Ветхозаветной
Церкви, ибо со дня Святой Троицы вступает в силу Церковь Новозаветная, Царство
Христово раскрывается во всей своей полноте и славе.
Воистину
только верующий может утешиться, когда его постигает смерть родных и близких.
Маловерием успешно пользуются разнообразные подонки. Яркий тому пример –
деятельность негодяя Грабового, обещавшего воскресить
детей Беслана. В 90-е годы сей выродок процветал под
брюхом у пьяного президента «всех расиян», получал у
него огромные деньги за всевозможные предсказания и гороскопы. А потеряв такую
кормушку, пошел на не имеющий сравнений шаг кощунства – собрал дань с убитых
горем матерей и отцов Беслана. Но и они могли бы не стать жертвами его
чудовищного надувательства, будь они более крепки в
своей вере. Ведь осетины – православные христиане!
Особое
значение дня Троицкой субботы подчеркивается и тем, как в сей день ведут себя сатанисты. Именно в эту субботу они часто устраивают
вакханалии на кладбищах, как это случилось в конце мая 2007 года в Москве на
Кунцевском кладбище. Малолетние выродки,
принадлежащие к сатанинской секте так называемых «готов», выкорчевывали и
разбивали кресты на могилах, бесновались, оскверняли святое место упокоения
христиан. А некоторые кресты втыкали в могилы, перевернув их. И все это снимали
на видеокамеру, дабы отчитаться перед своими взрослыми хозяевами. Дай Господи,
чтобы это не повторялось, чтобы наши власти наконец-то объявили настоящую войну
античеловеческим сатанинским культам!
Наибольшее
развитие службы Троицкой субботы происходило в Римской катакомбной Церкви
времен разгара гонений на христиан. Тогда же и родилось слово «панихида»,
означающее «ночное служение». Выйдя из катакомб, Церковь не искоренила, а лишь
укоренила этот обычай.
В
родительскую субботу богослужения имеют один богослужебный чин, состоящий из
вечерни и утрени, поются песнопения заупокойного характера.
В сей день
принято ходить на службу, во время которой читается семнадцатая кафизма. В ней
поминаются все от века усопшие христиане. Священнослужители прочитывают все
поданные прихожанами записки. Семнадцатую кафизму желательно прочесть потом и
дома во время вечернего правила.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б
№24(591)2011
ФОТО – Фотоальбом:
Троицкая родительская суббота.
http://www.tervenichi.ru/020_photohronyca/20090524