ФОТО – Открытие Колумбом Америки http://www.mobi.ru/Articles/517/Mobilnaya_mifologiya.htm
Португалия: потерянная душа
Каждая страна
проходит через периоды величия и периоды упадка. Своим величием она обязана
всему лучшему, что есть в человеке, и разрушается тем, что есть в нем от дьявола.
Ярким
свидетельством тому является история некогда могущественной Португальской
империи. Сегодня Португалия – одна из беднейших стран Западной Европы, о былом
величии которой никто уже и не вспоминает. Об этом размышляет английский
православный священник Андрей Филлипс.
Первый период
португальской истории, период православного христианства, начинается с того
времени, когда Португалии как таковой еще не существовало. А Христову истину
местному населению проповедовали апостолы Иаков и Иоанн
Богослов.
До сего дня память первого
чтится в Галисии, в Испании, к северу от современной границы с Португалией,
городе Сантьяго-де-Компостела, где почивают его
святые мощи, которым до сего дня оказывается должное почитание. За первыми
португальскими святыми следуют мученики: святые Павел, Гераклей,
Секондилла и Януарий из
Порто (память 2 марта), святые Вериссим, Максим и
Юлия Лиссабонские (память – 1 октября), все замученные в 300 году, и святой
Виктор Бракарский (память 12 апреля), принявший
крещение в своей крови за отказ поклониться идолам в 303 году.
В V веке после вторжения
на полуостров германского племени свевов и визиготов, принявших арианство,
просиял в Португальской церкви другой мученик – святой Петр, архиепископ Бракарский (память 26 апреля), а затем еще один мученик,
св. Манций, епископ Эворский
(память 15 марта), который был замучен в V веке от Рождества Христова.
Этот первый период истории
и духовного расцвета Португалии закончился в 711 г. вторжением на полуостров из
северной Африки мавров. Исламское иго шаг за шагом было сброшено спустя шесть
веков с момента вторжения арабов. Но прежде этого Португалия столкнулась с
другой трагедией, когда под влиянием католичества из церковной жизни был
вытеснен православный устав.
К 1147 году, когда
Лиссабон был окончательно освобожден от мавров, стало ясно, что произошло
полное литургическое завоевание Португалии и всей Иберии (Испании): древняя
христианская духовность была утрачена.
Прошел период исламского
ига, но прошел и период духовного величия Португалии. Он сменился новой
идеологией папизма, вдохновляемой из Франции, идеологией, которая развивалась
все сильнее на протяжении Средневековья. Португальские христиане, лишенные веры
своих предков, оказались в состоянии духовного оскудения, которое было горьким
наследием и недугом Западной Европы, отпавшей от вселенского христианства,
сохранявшегося в православной вере. Но в португальском народе продолжали жить
чувство томления об утраченном Духе Святом и тоска о потерянном рае.
Так с падением исламского
ига (второй этап португальской истории) начался третий период португальской
истории, который достиг своего пика в XV и XVI веках. Это был период великих
исследователей, таких, как Анри (Генри) мореплаватель, Бартоломео
Диас, Васко да Гама, Альфонсо Альбукерке, Педру Альварес Кабрал, Фермам Магеллан. Тогда португальское влияние
распространилось не только до Африки и Бразилии, но даже до Китая и Японии.
Конец этого периода великих географических открытий связан с внезапным и
загадочным, на первый взгляд, упадком страны, когда наступил четвертый период
ее истории.
Загадка этого четвертого
периода португальского упадка может иметь объяснение только при обращении к
содержанию третьего периода – периода мирового величия. Чем объяснить этот
внезапный порыв португальских и не только португальских
исследователей-путешественников покинуть родину в поисках неизвестного и затем
основать огромную колониальную империю?
Чтобы понять дух этих
исследователей, понять, почему они отправились в этот путь, лучшего всего
обратиться к знаменитой личности, человеку, который, впрочем, не был
португальцем, – Христофору Колумбу. Он родился в 1451 году в Генуе, вероятнее
всего, был из рода иберийских евреев. С 1480 гг. Колумб был одержим идеей
исследования Запада, будучи убежден, что он найдет там не только новую землю,
но Новый Mip, Земной Иерусалим. От природы, имея
неустойчивый характер и будучи временами подверженным
приступам нездоровья, этот человек еврейского происхождения вдруг почувствовал
себя избранным Богом для миссии открытия Нового Mipa.
На это его подвигли пророчества книг Ветхого Завета.
В 1492 году Колумб отплыл
на поиски Нового Mipa и открыл то, что мы теперь
называем Америкой. Несколько раз он отправлялся туда с новыми экспедициями и
колонистами, но всякий раз возвращался домой разочарованным, так и не найдя
земли обетованной. В последний раз колонисты, которые отправились с ним,
восстали против него, не найдя золота в достаточных количествах, истребляя при
этом и покоряя местное индейское население. Колумб так и не смог прожить согласно
принципу своего имени: Христофор Колумб – Христоносный
колонист.
И хотя Колумб не родился в
Португалии, он олицетворяет трагедию истории этой страны. Утратив православную
христианскую веру, Португалия утратила полноту Святого Духа, которую принес в
эту страну святой апостол Иаков. Португальцы всегда с любопытством смотрели в
сторону заката солнца, взглядом пересекая этот загадочный Атлантический океан –
источник множества легенд. И не последнее место в этих легендах занимала
надежда на то, что древняя эра Португалии все еще может быть найдена там, за
океаном, у покинувших страну семи православных епископов на острове семи
городов. Национальная идея и духовный идеал португальской души – паломнической
души – начиная с эпохи святого апостола Иакова вызрела
в XV веке в устремленность отправиться на поиски Святого Духа, Иерусалима, рая.
Однако лишенные духовных
ориентиров португальцы смешали земное и небесное. И
те, кто отправились на поиски рая, нашли не рай, но богатства местных
первобытных народов. Они нашли не Иерусалим, а Вавилон, не империю для души, но
империю земную.
Только этим ядом прелести
и разочарования можно объяснить, почему спустя два века героических
исследований (с 1384 по 1580 гг.), Португалия быстро пришла в упадок. Она не
нашла Святого Духа, но нашла золото, власть и земли. Предав свой духовный идеал
и свою духовную сущность, империя прекратила развиваться, перестала работать
над собой, потеряв свою великую идею, свое духовное предназначение, и в конце концов стала нацией, о которой забыла Европа.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№23(590)2011