От
кармы до нирваны
Взамен
христианского учения о спасении человека во Христе все более распространяется
вредное оккультно-теософское учение о перевоплощении. Согласно древне-индусской
версии этого учения душа после смерти переходит временно в астральный план,
откуда она потом переселяется в другое тело, например – в растение, насекомое,
животное или в тело другого человека. Об этом лжеучении подробно рассказывается
в книге священника Александра Милеанта «На пороге
жизни и смерти», фрагменты которой мы сегодня публикуем.
Согласно учению о карме
тело, в которое предстоит воплотиться душе, определяется качеством этой самой
кармы – или дел, добрых или злых, которые она собрала в предыдущей своей жизни.
Если человек делал добро, то его душа переходит в более развитое и благородное
существо, если же жил худо, то его душа наказывается переходом в более низкое
существо. В этот список можно добавить микробы и вирусы, о которых не знали
древние индусы. Процесс перевоплощения повторяется до тех пор, пока душа
полностью не освободится от кармы путем потери всякого интереса к жизни, и
тогда она сливается с абсолютом (Брахма) или (согласно буддизму) растворяется в
нирване.
Учение о перевоплощении
душ утверждает, что как было время, когда человек не существовал, так настанет
время, когда его больше не будет. Человек начал развиваться из низших существ,
например из растений или рыб, и будет развиваться в сверхчеловека. Поэтому
нынешний человек – это преходящее существо. Он целиком находится во власти
космических сил, которые влекут его к непонятной для него цели и приведут к
состоянию, в котором не будет уже ничего человеческого. Хотя существует
несколько версий учения о перевоплощении. На Западе популярна сейчас
«очеловеченная» версия, согласно которой душа человека переходит только в тело
человека – более благородного или менее благородного, но не в низшие жизненные
формы.
Учение о перевоплощении во
всех его разновидностях идет вразрез с тем, что Священное Писание говорит о
природе и назначении человека. Это лжеучение не имеет никаких объективных
данных в свою пользу и построено полностью на фантазии. Тем не менее, оно
привлекает к себе приверженцев тем, что, с одной стороны, оно обещает своего
рода «бессмертие» души (в его примитивном языческом виде), а с другой стороны,
отрицая верховного Судью над людьми и наказание в аду, оно освобождает грешника
от чувства ответственности и страха за свои неблаговидные поступки. Логичный
вывод из этого учения тот, что если человек и нагрешит в этой жизни, то в
следующем своем перевоплощении он сможет поправить дело. После неограниченного
цикла перевоплощений каждый человек в конце концов достигнет того же конца, что
и остальные люди: слияния с абсолютом. Разница лишь в количестве циклов.
Кроме того, учение о
перевоплощении дает возможность объяснить и оправдать любые страсти и даже
преступления человека. Например, если содомит чувствует влечение к другим
мужчинам, то это, очевидно, потому, что в одной из своих «прежних жизней» он
был женщиной. Если жена изменяет своему мужу, то это, вероятно, потому, что ее
любовник был ее супругом в какой-то другой жизни. И так далее. Помимо того что
это учение есть сплошной ничем не доказуемый вымысел, оно при некоторой
кажущейся привлекательности в действительности ужасно мрачно.
Во-первых, что,
собственно, перевоплощается после смерти человека? Очевидно, это не та душа,
которую мы отождествляем с нашим «Я». Ведь наше «Я» сознает себя единым и
непрерывным существом на протяжении всей жизни. Наше «Я» познает, набирается
опыта, развивает свои таланты. А тут получается, что весь этот духовный багаж,
приобретенный с большим трудом, во время смерти стирается, и человек в своем
новом теле должен начинать учиться с нуля: в момент нового воплощения его
сознание – чистый лист бумаги. Если человек страдает за плохую карму, собранную
в прежней жизни, то он никогда не сможет понять, за что именно он наказывается.
Ведь он ничего не помнит. Получается, что он несет наказание за дела,
совершенные им в состоянии невменяемости, что несправедливо и недопустимо ни в одной
законодательной системе.
Кроме того, если все люди
раньше или позже достигнут той же цели, зачем трудиться или стараться развивать
свои добрые качества, делать добро? Да и что это за награда – раствориться в
нирване, где нет ни мысли, ни чувств, ни воли? Учение о перевоплощении, в
сущности, не решает проблемы бессмертия, потому что не сохраняется память о
предшествовавших жизнях, необходимая для единства личности. Перевоплощенный
человек оказывается уже другим человеком, а может быть, даже и не человеком, а
чем-то другим. Теософическое миросозерцание враждебно личности и потому
враждебно человеку. Теософский бог безличен, как и человек безличен. И
божество, и человек, и природа – это разновидности абсолюта.
Христианское учение
утверждает как раз обратное. Прочной и наследующей вечность является именно
личность. Личность сотворена Богом и несет в себе образ и подобие Божие.
Личность не есть продукт космической эволюции и не подлежит разложению или
растворению. В этом огромное преимущество христианства над теософией. Согласно
христианскому учению человек может постоянно совершенствоваться, может войти в
общение с Богом и в какой-то мере уподобиться Ему, но при этом он сохраняет
свою человеческую природу. Человек произошел не из низших сфер космической жизни
– он сотворен лично Богом и в какой-то мере подобен Ему. В силу этого он
предназначен для вечной сознательной жизни.
Современные рассказы о
жизни после смерти ценны тем, что они в корне ниспровергают оккультное учение о
перевоплощении. Действительно, во всех случаях, записанных
врачами-реаниматорами, душа после смерти продолжала сознавать себя единой с
той, которая жила в теле до смерти. Если она хотела вернуться в прежний мир, то
лишь для того, чтобы довершить свою незаконченную миссию. Встречаясь с душами
умерших родственников, душа временно умершего узнавала в них живые личности, и
они, в свою очередь, узнавали ее. Во всех случаях души умерших сохраняли свое
сформировавшееся «Я».
Таким образом, отрицая
сохранение личности, учение о перевоплощении отрицает бессмертие вообще и
делает человека игрушкой слепых космических процессов. Оно настолько же ложно,
насколько пессимистично.
Но Христос воскрес! Его
силой и мы восстанем с нашими обновленными телами для вечной и сознательной
жизни! Ему слава во веки. Аминь.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№22(589)2011
ФОТО – http://www.vzov.ru/2008/09/02.html