А УМЕРЕТЬ
ВАМ НЕ УДАСТСЯ…
На лекциях Алексея Ильича Осипова, профессора
Московской духовной академии, бывает много вопросов от слушателей – острых,
глубоких, порой наивных или неожиданных. В этом живом диалоге часто с новой стороны
раскрываются вечные истины. Из множества вопросов, заданных во время бесед. Мы
выбрали вопросы о жизни после смерти.
По церковному учению, после трехдневного пребывания у гроба душа усопшего с 3-го по 9-й день созерцает райские обители, а с 9-го по
40-й день ей показывают адские мучения. Как можно понимать эти земные образы, «земные вещи»?
Почему-то
обычно считают, что душа испытывается
только тогда, когда дело касается ее страстей, то есть в период с 9-го по 40-й день.
Однако нет сомнения в том, что на
все испытывается душа: и на добро, и
на зло.
Так вот после трех дней начинаются испытания личности. Сначала – перед лицом добра. Душа проходит путь по всем
добродетелям (по Апостолу, это
«любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие кротость, воздержание» и т. д. – Гал.5; 22). Например, душа оказывается перед лицом кротости. Восприимет она ее как то драгоценное качество, к которому стремилась и которое искала в своей земной жизни, хотя и не могла приобрести его в тех условиях, или, напротив, оттолкнется от кротости как от чего-то чуждого и неприемлемого? Соединится ли она с духом кротости или нет? Так, в течение шести земных дней произойдет особое испытание души перед лицом всех добродетелей.
Хочется при этом отметить, что каждая добродетель прекрасна, ибо Сам Бог есть
Красота неизреченная, и душа всей своей полнотой видит там красоту этих свойств Божиих. И
вот на этом, если хотите, «экзамене
на добро» испытывается душа: приобрела ли она в условиях земной свободы хоть какое-то стремление к этой вечной Красоте.
Подобное же испытание, такой же экзамен души происходит и дальше, с 9-го по 40-й день. Начинается этап, который обычно называется мытарствами. Их двадцать, и о них говорится значительно больше, чем о созерцании красоты добродетелей. Причина этого, видимо, в том, что подавляющее число людей неизмеримо больше порабощены страстями, нежели причастны к добродетелям. Поэтому и времени на этот экзамен требуется больше. Здесь душе открывается вся сила каждой ее страсти – ненависти, зависти, гордости, лукавства, блуда, чревоугодия... Мы все знаем, что значит огонь страсти – несмотря на разум, несмотря на желание добра, несмотря даже на собственное благополучие, человек вдруг подчиняется, например, безумному гневу, алчности, похоти и так далее! Подчиняется «любимой» страсти или страстям.
Вот это самое и начинается там, но
уже перед лицом не просто совести,
не просто убеждений, а перед самой той Святыней, перед лицом той Красоты, которая только что открылась душе во всей возможной для нее полноте. Именно тут обнажается во всей полноте та сила страсти, какую человек приобрел во время земной жизни. Потому тот, кто не боролся со страстью, более того, служил ей, для кого она стала смыслом его жизни, тот и перед лицом самой Любви Божией не 'сможет отрешиться от нее. Вот и происходит срыв души на мытарстве и ниспадение души в лоно бессмысленного и ничем
неутолимого огня горения страстью. Ибо
в земных условиях страсть на какое-то
время еще могла получить себе пищу. Там
же действительно открываются муки
Тантала.
Кстати, начинаются мытарства с самого, казалось бы, невинного греха.
С празднословия. С того, чему мы обычно не
придаем никакого значения. Апостол же
Иаков говорит прямо противоположное:
«...язык... это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.
3; 8). А Святые Отцы и даже языческие мудрецы называют праздность и ее естественное и обычное проявление –
празднословие – матерью всех пороков. Преп. Иоанн Карпафский, например, писал: «Ничто так не расстраивает
обычно доброго настроения, как смех, шутки и празднословие».
Двадцать мытарств
охватывают, я бы сказал, двадцать
категорий страстей, в каждую из которых входит множество родственных грехов. Скажем, воровство. Оно и имеет много видов: и
прямое, когда в карман к человеку залезли, и бухгалтерские переписки, и
нецелевое, в своих интересах, использование бюджетных средств, и взятки
с целью наживы, и т. д. То же самое и в отношении всех прочих мытарств. Итак,
двадцать страстей, двадцать экзаменов на грехи. (Далее…)