Для прояснения истины приведу святоотеческие высказывания.
Святитель Григорий Богослов писал,
что младенцы «...не принявшие
крещения, не будут у праведного Судии ни
прославлены, ни наказаны, потому что
хотя и не запечатлены, однако же и не худы». Что значит «ни прославлены»?
Это легко понять на примере воюющей армии. Поскольку слава и награды приличествуют победителям и героям, то прочие воины,
как не совершивших особых подвигов, естественно, не получают и славы, но они, конечно же, и не наказываются. Вот каков смысл его слов.
Иеромонах Арсений Афонский:
«Касательно младенцев можно сказать то, что
получившие св. Крещение будут
радоваться и блаженствовать на небесех во веки, хотя бы и кончину получили и нечаянную. Равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми или не успели быть окрещены. Они не виноваты, что не получили св. Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых и таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неиспытанным судьбам Божиим, и не получили св. Крещения... Молиться за них родители могут с верою в милосердие
Божие».
Так что о судьбе младенцев не будем беспокоиться –
о них позаботится милостивый Господь, а вот О своих
деяниях и о своей судьбе, дорогие родители, давайте задумаемся.
Как я смогу наслаждаться в Царстве Божием, зная, что мои
близкие мучаются в аду?
Приходится много раз говорить о том, что невозможно
судить о состояниях человека
там, не зная ни будущего
блаженства, ни характера вечных мук. В
лучшем случае можно представить себе лишь какие-то аналогии. Ну, например, когда ваш близкий человек ненавидит вас, оскорбляет, бьет, непрерывно, как сатана, лукавит и лжет, развратничает, к тому же живет грабительствами
и убийствами – каким будет ваше
отношение к нему? Не станет ли он для
вас мерзким существом, с
которым вы не пожелаете иметь никакого общения? А разве мы не требуем казни негодяев и садистов? Но на земле мы видим только их дела, а если бы увидели и их души, тогда что потребовали бы для таких дьяволов?! Вот там
и откроется нашим глазам состояние душ всех
людей и произойдет естественное соединение с одними и полное отторжение от других, кем бы они ни были для нас в земной жизни, так же, как мы отрезаем гангренозную часть своего тела. Нельзя забывать, что дух, а не кровь соединяет людей. Посмотрите, сколько родных по крови ненавидят и даже убивают друг друга! И, напротив,
совершенно чужие влюбляются, образуют семью и становятся едиными. Единодушие делает нас одним целым. Дух первичен, а не родство, не плоть, не кровь.
Конечно, это лишь доступные образы, помогающие нам отчасти понять, почему в Царствии Божием не будет никакого страдания
праведников от добровольно и окончательно
избравших зло и возненавидевших
истину, святыню, Бога. В мире ином мы увидим, что все совершается по любви и премудрости
Божией, которые бесконечно превосходят всё наши предположения и фантазии.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№21(338)2006