Увидеть Воскресение в себе
В историческом смысле Пасха – это праздник Воскресения Христова.
В этот день вспоминается конкретное событие, когда Господь после распятия,
совершенного в Великую Пятницу, и пребывания во Гробе воскрес на третий день
после Своей физической смерти. Духовный же смысл Пасхи
заключается в первую очередь в том, что благодаря воскресению Христову нам дана
возможность соединиться с Богом.
Мы вспоминаем
то событие, которое продолжается в веках. Христос воскрес единожды две тысячи
лет назад, но Он дает возможность совоскреснуть с Ним
каждому христианину и поныне. Как говорил преподобный Симеон
Новый Богослов, накануне каждого воскресного дня мы поем «Воскресение Христово видевше». И, казалось бы, как мы можем петь «видевше», если не видели того события, которое произошло
достаточно давно? Воскресение Христово мы должны увидеть в своей собственной
душе. Потому что, если не увидим в себе это воскресение Спасителя, не увидим
того, что меняется в нашей жизни благодаря Христу, соответственно мы не будем
настоящими христианами.
Святые отцы
никогда не разделяли исторического и духовного смысла Пасхи Христовой, они
глубоко взаимосвязанны. Ветхозаветная пасха – это
исход евреев из Египта (само слово «пасха» в переводе на русский язык означает
«переход»). Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает
акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта
духовного в землю обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти
– к вечной жизни. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к
свободе и полноте жизни во Христе.
Пасха –
Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается
объяснению... Это как святое чувство любви, кое невозможно передать словами, но
которое ликованием наполняет наше сердце... И чем меньше мы будем описывать
словами это чудо Божиего к нам снисхождения, чем
больше станем взывать к Богу сердцем, тем будет лучше для нас самих. И когда мы
друг другу желаем пасхальной радости, то, прежде всего мы подразумеваем именно
забвение своей какой-то рассудочности, что ли, рационализма. А пасхальная радость,
отчего она возникает? Ответ простой: Христос воскрес!.. И все!.. Просто следуй
за Христом!
Но чтобы
встретить и, главное, принять воскресшего Христа, быть с Ним, помимо любви
необходимо мужество. Если нам приходится выбирать между Христом и кем-то еще,
мы должны делать выбор в пользу Спасителя, чем бы это нам ни грозило, вплоть до
смерти... Допустим, мужество сказать: я – гордый, чтобы преодолеть эту страсть.
Мужество признать себя бессильным, то есть смириться, и, самое главное,
мужество – решимость жить по-христиански. Здесь тоже необходимо это качество
характера, потому что если все вокруг веселятся и гуляют, а тебе надо
поститься, то без твердости духа тут никак не обойтись. Если все тебя осуждают,
а ты благодаришь Бога за все, если тебе на добро отвечают злом, а ты прощаешь и
молишься за обижающих – это тоже настоящее мужество.
Такого рода мужество можно назвать еще жертвенностью, без которой невозможно
быть со Христом.
К сожалению,
далеко не у всех ощущается пасхальная радость в душе. Иногда в этом виноват сам
человек, допустивший какие-то события в своей жизни, которые не позволяют ему
возрадоваться в Светлое Христово Воскресение. Как правило, это связано с
человеческими грехами, и грехами достаточно серьезными. И тут только одно
средство – искреннее и глубокое покаяние. А если человек действительно очистил
себя во время Великого поста покаянием, если он живет церковной жизнью, то хотя
бы минимальная радость у него все-таки будет, несмотря ни на какие внешние
житейские обстоятельства. Потому что, подавая скорби, Господь подает и
утешение. Не бывает человеку искушений, которые бы превышали его силы. Бог дает
человеку только то, что полезно для его духовного роста и развития. Мы,
наверное, не можем однозначно сказать, почему кто-то в Светлое Христово
Воскресение не имеет пасхальной радости и что нужно сделать, чтобы ему эту
радость иметь. Здесь все индивидуально, и нужно смотреть на духовное состояние.
Бывает, что
какие-то трагические обстоятельства, болезни тяготят человека. В таком случае
святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «В болезни и скорбях вдвойне воздавай
славословие Богу, вдвойне благодари, и постепенно радость в сердце придет под
действием благодати Божией».
И все же,
когда речь идет о Пасхе, то говорить нужно о действии благодати Божией. Даже невоцерковленные люди на Пасху переживают такие ощущения,
которые трудно поддаются описанию. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Приходите
все – постившиеся и непостившиеся». Здесь уже
действует Дух Божий. Было много таких случаев, когда люди, случайно придя в
храм на пасхальную службу, оставались там навсегда. Они испытывали переживания,
подобные тем, что были у посланников святого князя Владимира: мы не поняли, где
были – на Небе или на земле. Это переживание само по себе необъяснимо.
К сожалению, многие
в пасхальные дни устраивают себе «праздник живота», были даже случаи смерти от
переедания.
Верно заметил один священник: «Мы любой подвиг, любую борьбу
воспринимаем как что-то временное, после чего можно расслабиться и утешиться, и
Пасху ожидаем как утешения, утешения именно плоти, не души». Как научиться
воздерживаться за праздничным столом, ведь плоть просто криком кричит: «Пост
закончился?!» И вообще, как с пользой для души и тела нужно выходить из
строгих постов? Выходить из строгих постов нужно разумно, трезво оценивая
состояние своего здоровья и предвидя последствия возможного переедания. Как
сказал один священник, этот праздник надо отмечать ради Христа и заповеди нужно
соблюдать ради Христа. Если так станешь жить, то и падать не будешь. Необходимо,
чтобы в мыслях постоянно было: «Все делаю ради Христа».
Людей,
готовых веселиться до упаду,
потому что это просто разрешено, было много во все века. И у святителя Василия
Великого (IV век) есть замечательная проповедь в Светлую Субботу, сказанная против
упивающихся, против тех христиан, которые настолько неумеренно праздновали Светлую седмицу, что «погубили плоды Великого
поста». Зачем они постились и пытались во время поста стяжать какие-то духовные
плоды, если все это погубили на Светлой седмице?.. То есть если мы постимся, то
делаем это не для того, чтобы дождаться Пасхи и расслабиться. Мы постимся для
того, чтобы научиться господствовать над своими страстями или хотя бы для того,
чтобы познать их в себе. Если эта цель присутствует, то, наверное, Пасха будет
не просто поводом сесть за праздничный стол, а именно венцом наших духовных
подвигов.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№18(585)2011
ФОТО – http://youth-avangard.ucoz.ru/forum/42-52-1