Когда
на Страстной неделе мы слушаем рассказ о страданиях Христа, о Его распятии и
смерти, нас неизменно поражает одна подробность этого рассказа: верными
Спасителю остались немногие, главным образом
женщины.
Вот
их имена: это Мария Магдалина, из которой Господь
изгнал семь бесов, исцелив ее душу и тело от тяжких страданий.
Это родственницы Богоматери, дочери Иосифа-Обручника (от первого брака),
названные в Евангелии сестрами Господними: Есфирь, Фамарь
и Саломия - мать апостолов Иакова и Иоанна, братьев Заведеевых. Это сестры Лазаря Четверодневного (того самого, которого воскресил Иисус
Христос) Марфа и Мария. Это
Иоанна, знатная и богатая
женщина, жена Хузы, домоправителя царя Ирода. По преданию,
это она спрятала и захоронила голову Иоанна Крестителя.
Это Сусанна, что означает «белоснежная
лилия». Это упоминающиеся в Евангелии Мария Иосиева
и Мария Клеопова. Это юная девушка Вероника, увидевшая
в окно, как по улице вели на Голгофу изнемогающего под тяжестью креста Иисуса. Возле дома Вероники Сын Человеческий упал, потеряв последние силы, обливаясь потом и кровью, сочившейся из Его тела после пыток. Полная сострадания девушка выбежала на улицу и с жалостью и лаской вытерла полотенцем лицо Христа. Потом на этом полотенце нерукотворно изобразился Лик Христа в терновом венце.
Именно
эти женщины, идущие на рассвете ко
Гробу Господа помазать тело Его миром – ароматной
жидкостью, изготовленной из смол благородных деревьев,
благоуханных масел и трав (потому они и получили имя мироносиц),
первыми узнали о чудесном Воскресении Учителя.
Но
и в дальнейшем, сколько подвигов верности совершили добрые
женщины-христианки! Так, когда апостолы учредили особую диаконскую должность для людей, заботящихся о больных, бедных, вдовах, сиротах, то впоследствии на
нее стали все чаще выбираться женщины-диакониссы,
которые были способнее с нежностью и
самоотвержением ухаживать за
больными, дни и ночи проводить у
постели престарелых, исполняя все их
желания, а нередко и капризы. Диакониссы посещали также лиц, за исповедание Христа заключенных в темницы. Они
приносили им милостыню, собранную в христианских
общинах. В рассказе Лукиана о
философе Перегрине говорится, что около
темниц, в которых содержались христиане,«поутру рано можно
было видеть ожидающих старух, вдов и юных сирот». Женщина-христианка утверждала
веру не столько словом, сколько самой
своей жизнью – доброй,
сострадательной, жертвенной.
Такой
женщиной с «блаженно пылающим сердцем» была русская
эмигрантка монахиня и поэтесса Мария (Скобцова),
о которой мы в свое время уже рассказывали в нашей газете.
Приняв монашеский постриг, мать Мария в
апостольнике и рясе ходила по кабакам,
разыскивала тех, кому еще можно было помочь словом и делом.
Став участницей антифашистского Сопротивления, она укрывала
евреев, беглых советских военнопленных, всех страждущих.
Был арестован и погиб в концлагере ее сын Юрий. А вскоре
и сама матушка оказалась за колючей проволокой концлагеря Равенсбрюк, где утешала узниц, читала
им Евангелие, рассказывала о Боге. Почти не видевшая
без очков, вышивала иконы, дарила их
подругам по несчастью. Незадолго до Пасхи
мать Мария добровольно заменила
собой обреченную на казнь в газовой
камере молодую женщину, надев ее платье с номером и поменявшись судьбой. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».
Когда
на нашей земле в XX веке разразилась буря безбожия и от черной злобы
новоявленных Иуд заколебались основы традиционного
жизненного уклада, многие в России «страха ради»
стали отворачиваться от Христа. Но на защиту гонимой Церкви
выступили женщины. Сколько храмов, в том числе и в Пензенской области, спасла
живая изгородь из представительниц «слабого
пола», сколько святых икон уберегли от поругания их заботливые руки... Наблюдая
все это, святой Патриарх Тихон сказал: «Церковь спасут платочки».
Долгие
века на Руси был свой православный, народный женский
праздник – Неделя святых жен-мироносиц. После службы на мироносицкую прихожанки шли на
кладбище, неся маленькие глиняные сосудики с освященным в храме
маслом на могилы своих близких. (Ничего
общего это не имело с тем языческим пиршеством, которое на Пасху иные
люди сегодня устраивают на кладбищах). Словом, нам несомненно следует возродить все, что утрачено
из наших достойных традиций. Поэтому поздравим всех
наших добрых женщин с Неделей святых жен-мироносиц. Да не
оскудеет и впредь ваше благодатное миро – верность и любовь.
Подготовил
В. НИКОЛАЕВ.
Б20(337)2006