С
Достоевским по жизни
Дмитрий Достоевский – правнук великого писателя. Он консультант
Музея Достоевского в Санкт-Петербурге. Активно выступает с докладами и лекциями,
как в России, так и за рубежом, стремясь повысить интерес людей к произведениям
Федора Михайловича. А еще он – глава дружной православной семьи. Сегодня мы публикуем
рассказ потомка писателя о своей личной встрече с Богом, о том, какое место вера
занимала в творчестве самого Ф.М. Достоевского.
Изучая историю
своего рода, я пришел к важной мысли. Феномен гениальности моего прадеда связан
с тем, что Достоевские до Федора Михайловича в большинстве своем были священниками.
В их деятельности важное место занимала проповедь перед народом. Цель проповеди
— донести до людей Слово Божие в полном объеме, чтобы оно осталось в сердце. Этот
опыт предков накапливался веками и воплотился в гениальности Достоевского. Федора
Михайловича приуготовили священники.
Я жил в советское
время и был неверующим. Правда, иногда останавливался, проходя мимо церквей, видел
свечи, слышал звуки оттуда, они меня интересовали. Но входить я не решался. Однажды
приехал мой свойственник барон Фальц-Фейн, чтобы посетить
восстановленные могилы своих предков Епанчиных, адмиралов российского флота. Священник
пригласил его войти в часовню там же, на кладбище. Весь народ остановился на ступеньках,
и я затормозил. Тогда Фальц-Фейн оборачивается и говорит:
«Ну что ж ты, входи!» И я вошел. Это был очень важный момент. Я себя как советского
человека тогда сломал и вошел в храм, хотя и был тогда еще некрещеным. На меня это
произвело впечатление, и я все больше стал задумываться: а я-то что такой некрещеный
нехристь?
Как-то мы всей
семьей – я, жена и сын – оказались в Старой Руссе. Так сложилось, что возник вопрос:
а не креститься ли нам здесь и сейчас? Я подумал: лучшее место, где это возможно,
– именно Георгиевская церковь, где молился Федор Михайлович. Там был очень интересный
и привлекший меня батюшка, архимандрит на покое Агафангел,
который крестил нас по полному обряду.
После этого изменилось
мое отношение к собственной жизни, к проблемам, которые возникают. Они становятся
не столь жесткими и принципиальными. Понимаешь, что есть вещи, которые более важны.
Легче стало жить. Я не думал, что смогу умерить свой взрывной характер. И все же
для меня очень сложен путь воцерковления, потому что надо
себя умалять, работать над собой. Мне еще долго надо идти по этому пути.
Я нормальный современный
человек и не впадаю в какую-то мистику. Но, идя длинной дорогой воцерковления, начал замечать, что Федор Михайлович, будучи
на Небе, ведет меня по жизни. Например, я заболел раком в 80-м году, стоял вопрос
о жизни и смерти, и после всяческой химиотерапии у меня появилась жуткая язва желудка.
Это продолжалось в течение 20 лет, меня мучили страшные боли. Однажды в мае в Старой
Руссе на Чтениях Достоевского произошло необъяснимое для меня событие. Вместо того
чтобы пойти на очередную интересную сходку «достоеведов»,
я отправился в церковь, именно в ту Георгиевскую церковь, где молился Достоевский,
где находится чудотворная икона Старорусской Божией Матери. Меня повела туда неодолимая
сила. Во времена Федора Михайловича священник этого храма отец Иоанн Румянцев был
его лучшим другом. Про него единственного Достоевский написал: «Это истинный мой
друг». Работая над «Братьями Карамазовыми», он опирался именно на беседы с отцом
Иоанном. Я пришел в храм, и там произошел катарсис
(сильное эмоциональное потрясение), которого я сначала не понял. Вернулся
из церкви, впал в сон и на следующий день стал готовиться к отъезду, потому что
понимал, что сейчас должны начаться эти самые боли. Но вдруг их нет, на другой день
– нет. И я дождался последнего дня чтений, спокойно уехал домой. Ничего не происходило,
болей, мучивших меня 20 лет, не было! И только через полгода я понял, что тогда
произошло лично для меня чудо, что я исцелился от иконы Старорусской Божией Матери.
С тех пор пошел уже седьмой год, и никаких намеков вообще, как будто язвы никогда
и не было.
Мое призвание
как православного верующего человека – это, конечно, проповедование православной
и общехристианской линии в творчестве Достоевского. Имя Федора Михайловича для меня
– одно из основополагающих. Я уверен в том, что если человек не знает православия,
то он до конца так и не поймет, что хотел сказать Достоевский своими произведениями.
Мне приходится много ездить по миру, и я вижу огромный интерес к творчеству Федора
Михайловича.
А Япония – вообще
особый случай. Там Достоевский возведен в пантеон национальных героев. Когда я выступал
на японском радио, один журналист мне сказал: «У нас сейчас отдельной книгой в полтора
миллиона экземпляров выпущены «Бесы». Я спрашиваю: «Почему такой большой тираж?»
А он говорит: «Сейчас весь мир погружен в терроризм, и мы совершенно четко знаем,
что Федор Михайлович – единственный, кто мог сказать, из чего, из какой человеческой
грязи возникает этот терроризм. И мы хотим, чтобы наша молодежь это знала». В Европе
я встречал многих священников, перешедших из католицизма и протестантизма в Православие
только потому, что Достоевский им объяснил истинность православной веры, и они сделали
для себя выбор.
Достоевский много
раз менял адреса в Петербурге и всегда выбирал квартиры рядом с храмами. Почему
он так поступал? Однажды он обратился к своему другу Дурову с вопросом: «Что будет
там, после?» Тот ответил: «Кучка праха». Но Достоевский в своем дневнике пишет,
что он совершенно не был согласен с этим ответом, не удовлетворен. И однажды сделал
такую запись: «Свершилось чудо! Пасмурное небо раскрылось, появилось окно, из которого
солнечный луч, пройдя через облака, упал на крест рядом стоящей церкви». Чудесное
явление настолько в нем запечатлелось, что-то произошло, и эта картина была ему
нужна снова и снова. Поэтому квартиры он искал ближе к церкви. Мало того, из какого-то
окна обязательно должен был открываться вид на купол и крест церкви или собора.
Очень часто ложно трактуется фраза писателя
о том, что красота спасет мир и Россию. Но Достоевский имел в виду красоту подвига
Христова. Это чисто религиозная фраза, один из элементов Символа Веры. Федор
Михайлович призывал людей искать Христа в себе и по-христиански поступать. Когда
говорят эту фразу и в этот момент идет Конкурс красоты, то меня коробит, потому
что она означает совсем другое. Важно, чтобы государство понимало, что все вопросы
нравственного состояния народа можно решить только с Церковью. У меня есть надежда
на то, что через Церковь, через творчество Достоевского люди придут к более высокому
духовному уровню, что и спасет Россию.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№11(578)2011
ФОТО – http://www.peoples.ru/state/citizen/dmitry_dostoevsky/dostoevsky_26cture.shtml