Вода
жизни вечной
Вчера вечером
и сегодня, 19 января, все православные христиане приходят в храмы, на святые
источники, чтобы взять Богоявленскую воду. Какой трепетный этот праздник! Не случайно,
когда освящаются воды в это время, мы с таким изумлением и благоговением на них
глядим. Ведь эти воды сошествием Святого Духа делаются водами святой реки
Иордан, в которой крестился Сам Господь Иисус Христос.
Вот почему мы приобщаемся к этим водам столь благоговейно и трепетно, а Церковь
называет их святыней и призывает нас иметь их в домах на случай душевной
скорби, какого-либо стихийного бедствия, для окропления своего жилища, семян,
для приобщения к новизне очищенной жизни. Через эти воды началось и обновление
природы, освящение твари, преображенного мира. «Слава Богу за Его бесконечную
милость, – писал о празднике Крещения Господня митрополит Антоний Сурожский, –
за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном
человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и судьбы наши, и мир и что жить-то
мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы
ждем дня Господня, великого, дивного...» С праздником, дорогие читатели! Пусть
послужит вам святая крещенская вода во исцеление души
и тела!
Господи Боже Мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в
просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие
души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному
милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Молитва
на принятие святой воды и просфоры.
Фото
– http://forum.evvaul.com/index.php?action=profile;u=64;sa=showPosts;start=2930
Начало
Евангелия – Иордан
19 января — Крещение Господне, Богоявление.
Самое главное в этом событии – явление Пресвятой Троицы.
Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствовал
с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение». Бог Сын принял крещение по Своей
человеческой природе; Дух Святой в виде голубя снизошел на Него. Этим
утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа.
«Богоявления время, Христос явися нам во Иордане-реке», – поют в храмах.
От вод
Иордана воссиял свет Евангелия, так как с этого дня Христос начал проповедовать
Новый Завет: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Крещение Господне
– это торжественное вступление Иисуса Христа на общественное служение роду
человеческому.
Христос
безгрешен, и потому не нуждался в крещении, то есть в очищении личных грехов,
но Своим Крещением, по выражению церковных песнопений, «потопил в водах Иордана
грехи всего мира».
Торжество
иорданского события Церковь знаменует особым обрядом великого освящения воды.
Совершается оно дважды – в Сочельник и в самый день Богоявления. Благодать
освящения воды подается одна и та же, одинаковы и молитвы, и троекратное
погружение в воду Животворящего Креста Господня. В день накануне праздника при
водоосвящении кроме Крещения Господня вспоминается еще и крещение оглашенных (в
древней Церкви был обычай подолгу готовиться к этому Таинству, и крещение
происходило всего несколько раз в год; одним из таких дней был день
Просвещения). В древней Иерусалимской Церкви был обычай в день Крещения
выходить для водосвятия на Иордан, поэтому в Сочельник воду освящают в храмах,
а в сам день праздника, если есть такая возможность, чин этот совершается на
реках, источниках и колодцах, ведь и Христос крестился вне храма. Поскольку
значение воды в оба дня одинаково, вовсе не стоит дважды набирать и раздельно
хранить ее в двух сосудах.
Подобно тому,
как в литургии продолжается таинство Воплощения, так и Богоявленская вода
знаменует одухотворение и преображение стихий. После грехопадения Адама и Евы в
раю пострадал весь мир, при Пришествии Спасителя также возрадовалась вся
природа.
Есть
благочестивый обычай окунаться в иордань – водоем, на котором совершен чин
освящения, или прорубь. Главное, чтобы для христианина это не стало
«церковно-спортивным подвигом»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и
боится мороза, а спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, гикая,
смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще,
если не матерится от восторга... Вряд ли эти картины требуют комментариев, как
и привычка некоторых людей после омовения согреваться не молитвой и полотенцем,
а алкоголем.
Стоит только
сказать, что, если православный человек имеет намерение окунуться на Крещение в
иордани, следует взять на это благословение у священника. И, разумеется, это
омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том
числе не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше,
чем об истинном смысле зимних праздников.
Все,
даже нечасто ходящие в церковь, знают, что крещенская вода может годами стоять
и не портиться. Но некоторым людям так сложно дойти до храма, что они считают,
что любая набранная в этот день вода, предположим, просто из обычного
водопровода, имеет все свойства крещенской воды. В некоторых случаях, конечно,
это и так. Например, если христианин оказался в далекой стране, где нет и
намека на православный храм, нет и надежды встретить священника. И если в этот
день этот христианин усердно будет молиться Богу, радуясь о светлом празднике,
и наберет воды, то Господь по вере его освятит эту воду и даст ей благодать.
Если чья-то ситуация подобна этой – Бог восполнит невозможность этого человека
участвовать в празднике вместе с Церковью. Ну а если мы просто ленимся войти в
храм или боимся, что нам какая-нибудь бабушка что-то с большой любовью скажет о
нашей пластиковой бутылке – кажется, это другое дело.
В Богоявление
крещенскую воду можно пить целый день. Святую воду принято принимать с особым
благоговением, как святыню, натощак с просфорой после утренних молитв или после
богослужения, если вы были в храме. «Когда человек употребляет просфору и
святую воду, – говорил святой затворник Георгий Задонский, – тогда не
приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на
угождение Богу, и человек становится более склонным к посту, молитве и всякой
добродетели». Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище,
включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы или,
если речь идет о деревне, где стоит скот. Можно окропить и офис, и место учебы,
и автомобиль. А если вы видите, что воды стало не так много, как хотелось бы, –
можно разбавить ее простой чистой водой, и вся она будет так же полна
благодати, как и раньше, и так же не испортится. Поэтому вовсе не стоит
надрываться, унося из храма в этот день канистру на десяток-другой литров. Достаточно
взять небольшую бутылку – и воды хватит до следующего Крещения вам и вашим
близким.
Впрочем, и
чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет
относиться к ней благоговейно. Лучше перелить крещенскую воду из пластиковой
посуды в стеклянную. И хранить не
где попало, а рядом с иконами или в ином почетном месте. Также пить эту
воду следует с молитвой, чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и
тела. Тогда и не придется смущаться и спрашивать у священника, что делать с
зацветшей или забродившей святой водой.
«Крещение
Господне – это и наше крещение, – писал известный православный церковный
деятель епископ Василий (Родзянко), – тогда, когда это было совершено. Оно не
окончено в тот момент, когда крещаемый вышел из купели,
а продолжается всю жизнь и заканчивается тогда, когда то, что было символом,
превратится в сущность. Когда человек сходил в купель или наклонял главу свою
под воду – это было символом того, что он сходит вместе с Христом во гроб, а затем, когда он выходил – это было символом
воскресения и Господня, и нашего в Нем. Вот так это продолжается всю жизнь.
Придет момент, когда мы все окажемся во гробе, но
выйдем из этого гроба в день всеобщего воскресения во Христе Иисусе
Воскресшем».
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№4(571)2011
ФОТО – www.liveinternet.ru
ФОТО – http://www.sbs-orel.ru/old/hram.html