Господи,
открой Себя!
Каким образом человек неверующий может задуматься о вере –
о том, о чем понятия не имеет? Зачем человеку церковная жизнь и как к ней
приобщиться? На эти вопросы отвечает известный православный церковный деятель
игумен Нектарий (Морозов).
Часто бывает,
что человек чувствует какую-то неясную, непонятную тоску по той жизни, которой
здесь, на земле, он не находит. И можно только подсказать направление поиска,
но не дать рецепта. О самом прямом пути сказано в жизнеописании игумена Никона (Воробьева).
Будучи молодым человеком, нецерковным и неверующим,
он искал для себя смысл жизни. Этот поиск, а точнее, сам смысл, был для него
насущно необходимым. Он был образованным, умным человеком, но в какой-то момент
оказался в тупике. Это касалось не внешних обстоятельств, ему было важно именно
знать, для чего он живет. Ответить на этот вопрос он не мог и находился
практически на грани самоубийства. И в этом состоянии он впервые обратился к
Богу и сказал: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для
каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет
Тебя?» И он услышал удивительной красоты колокольный звон. Позже он понял, что
нигде поблизости не было храма, откуда этот звон мог бы доноситься. Но дело не
в самом звоне, а в том ответе, который он почувствовал в своем сердце.
И
все, что мы можем советовать человеку в подобном положении, – это вот такую
молитву, обращенную к Богу: «Господи, если Ты есть, то откройся мне. Вразуми
меня, что мне дальше делать, чтобы быть с Тобой». Потому что людям,
абсолютно внешним по отношению к церковной жизни, мы можем рассказывать о том,
как Христос основал Свою Церковь на земле и для чего,
но они могут нам не поверить. А вот когда Господь уже что-то сказал человеку, и
его сердце на это откликнулось, то тогда можно вести разговор дальше. О том,
чтобы Бог открылся человеку, не только можно, но и необходимо молиться.
Воцерковление же – это процесс вхождения в церковную жизнь,
когда человек в жизнь Церкви врастает. То есть имеет ее центром своего бытия,
всей жизни, так как в ней Христос, и она оставлена Им на земле для нашего
спасения. Достаточно заглянуть в Священное Писание, чтобы понять: целью прихода
в мир Спасителя, Его проповеди, крестных страданий, смерти, Воскресения было
основание именно Церкви. В день Пятидесятницы на апостолов нисходит Дух Святой –
это и есть день рождения Церкви. И если человек в течение всей жизни для себя
ее не открывает, то он проходит мимо самого главного, того, ради чего приходил
на землю Христос.
Если же говорить
о церковных Таинствах, то возможно такое сравнение. Каждое Таинство и церковный обряд
– это некая лесенка, по которой мы поднимаемся для того, чтобы стать
причастниками благодати. Человеку, как существу вещественному, это необходимо
для его духовного восхождения. И Церковь предлагает для этого наиболее
оптимальный путь, самую прямую из возможных дорог.
Вот мы пришли
в церковь в первый раз, и, возможно, она заинтересовала нас как памятник
архитектуры или кто-то посоветовал зайти. И мы даже не знаем по-настоящему,
зачем здесь оказались. Но вдруг в храме благодать Божия коснулась нашего
сердца, и мы поняли, что хотим быть здесь. Мы видим, что какие-то люди заходят
в течение дня, начинается служба, за которой что-то говорят и поют. И если мы
люди разумные, то, естественно, мы решаем разобраться, что здесь происходит и
как стать участником происходящего.
В советские
годы источников информации о церковной жизни не было, не издавались книги, не
было Интернета. Человек приходил и задавал свои вопросы бабушке, которая не
всегда знала правильные ответы, и, даже зная, порой не могла их сформулировать
так, чтобы он ее понял. А сейчас все просто: что-то можно в Интернете найти,
что-то – в книгах. Главное, чтобы было желание, а разобраться не так уж и
сложно. Поверьте, когда человек решает оформить земельный участок, ему гораздо
труднее сориентироваться в действующем законодательстве. Но, если хочет, он это
сделает. И если человек решил жить духовной жизнью, то тоже обязательно
разберется.
Но главным источником
информации должен быть священнослужитель, с которым можно регулярно общаться в
храме. Воцерковиться «теоретически» невозможно. Этот
процесс можно осуществлять только практически. С самых давних времен в
воскресный день все верующие собирались вместе для богослужения и для
совершения Божественной евхаристии. Сейчас этот день дробится. В субботу
вечером совершается всенощное бдение, а воскресным утром Божественная литургия.
И центром жизни для человека церковного становится субботний вечер и воскресное
утро, когда он, как и в дни церковных праздников, обязательно приходит в храм.
В домашней
жизни должны обязательно присутствовать утреннее и вечернее молитвенное правило
и чтение Священного Писания. Это тот минимум, без которого духовная жизнь человека
практически невозможна. А когда фундамент есть, тогда можно идти дальше,
говорить о более глубоких вопросах и духовной, и церковной жизни. Мы родились,
живем, и мы знаем, что рано или поздно умрем. И у нас, если мы разумные и
ответственные перед самими собой люди, возникает вопрос: «Ради чего вся жизнь,
если после нее наступит смерть?» Если человек бежит от этого вопроса, то он
самоубийца, и его жизнь – какой-то затяжной прыжок. Человек прыгнул и не
раскрывает парашют, а ждет, когда ударится о землю. Придет смерть, и она в пух
и прах разобьет все, что было здесь, на земле. И, может быть, это
произойдет даже гораздо раньше, чем можно было предполагать. Но разумный
человек все-таки задается вопросом: «Для чего все?» И этот вопрос ведет его дальше.
И если он готов быть с собой честным и искренним, то обязательно приходит к
религиозному поиску. И тогда он не может пройти мимо христианства. Потому что
никогда в истории человеческого рода не было никого, подобного Христу.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№50(565)2010
ФОТО – http://www.pravoslavie.ru/smi/1167.htm