Восхождение
Девы Марии
4 декабря – Введение во храм
Пресвятой Богородицы, один из двенадцати главных (двунадесятых) православных праздников.
Он предвозвещает Христово пришествие через Божию Матерь.
Этот день в жизни Девы Марии становится предзнаменованием
того, что Она будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов,
Херувимов и Серафимов.
Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по Церковному
преданию, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким
и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет:
если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве
исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав
родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением
священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм,
который был главной святыней богоизбранного народа.
Праведные Иоаким и Анна, вручив
Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Мария осталась жить в храме до
времени исполнения о Ней обетований Божиих. Пресвятая Дева осталась в храме,
чтобы там, куда не проникала никакая нечистота Mipa,
сохраниться от всякой мiрской скверны, жить для
одного Бога, стать чистейшим Храмом Божества. Это было как бы второе, духовное,
рождение Девы Марии и начало ее духовного подвига. Чтобы стать Матерью Сына
Божия, Она должна была открыть свободно Свое сердце благодати, добровольно выйти
из Mipa греха и смерти, отказаться от земных
привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного
человечества путь приснодевства и всем сердцем
последовать гласу Божию. Питаясь во храме небесным
хлебом постоянного общения с Божеством, Пречистая Дева все более и более
воспринимала в себе все свойства жизни Божественной. Только благодатная и всю
славу добродетелей вместившая Пречистая Дева, воспитанная в самом святом месте
народа Божия, могла стать «Боговместимым храмом».
Этим праздником,
связанным с ветхозаветным храмом, – средоточием духовной жизни народа Божия –
знаменуется начало замены богослужения Ветхого Завета с его кровавыми
жертвоприношениями как традиции очищения от грехов – Новым Заветом
Божественного Искупителя, проливающего Свою Кровь во
искупление грехов всего человечества.
Дева Мария с
детства была Сама храмом Духа Святого и за чистоту
душевную и телесную удостоилась быть избранною в селение Бога Слова,
удостоилась стать Божией Матерью. И вот мы видим, что даже для Нее, для Ее
усовершенствования нужно было долговременное пребывание в Храме. Без храма
невозможно и наше спасение. Ведь храм – это место, где наши молитвы особенно
действенны, где одно «Господи, помилуй!» заменяет тысячи земных поклонов,
совершенных дома. В храме мы собеседуем с небожителями – Самим Богом, Его
Матерью, ангелами и святыми, молимся за наших умерших родных и близких. Храм
является для нас училищем благочестия, превышающим по важности для нашего
спасения всякий университет, всякую академию, ибо источником всякой истинной
мудрости является премудрый Господь.
Нынешнее
лукавое время предоставляет нам невероятно огромные возможности получения
информации. Газеты, радио, телевидение, Интернет – тщатся обрушить на нас
лавину всевозможных новостей. Если это происходит, то наше сознание
уподобляется той придорожной почве, о которой Спаситель говорит в притче о
сеятеле: «Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и
налетели птицы и поклевали, то есть пришел лукавый и похитил посеянное в сердце
его». Так и мы подобны той придорожной полосе, на которую постоянно сыплются
мусор, грязь, обрывки газет из проходящих мимо машин. Лишь ветер иногда
потреплет всю эту мешанину.
И только в
храме Божием мы услышим важнейшие для нас истины о Боге Творце, о Божием
Промысле, мудро ведущем нас ко спасению, о той
высочайшей любви Божией к падшему роду человеческому, ради которой Бог
воплотился, претерпел страдания и самую позорную крестную смерть, о чудном
Воскресении и телесном Вознесении Христа, о заступничестве за нас перед
престолом Всевышнего Матери Божией и всех святых.
Везде и всюду
нам твердят о человеческом достоинстве, о свободе личности, о правах человека,
а ныне и показывают, как освободиться от совести, от стыда. И лишь в храме
Божием мы узнаем о том, как далеко находится падший человек от Бога, о
повреждении первозданной человеческой природы. Лишь в храме мы узнаем о том,
что очистить этот искаженный грехом образ Божий, уподобиться Богу можно только
через глубочайшее смирение, познание своей немощи.
Храм является
врачебницей духовной, где лечение гораздо действеннее
любой дорогой больницы. Лекарство, подаваемое в Таинстве Святого Причастия,
неизмеримо сильнее любого самого совершенного снадобья. Здесь всегда течет
источник здравия духовного – всеоживляющая Кровь
Христова, преподается Его всеоживляющее Тело,
преподается через Таинства благодать Духа Святого – жизни Подателя. И как не
велики грехи наши, от каких бы язв не страдала совесть, прибегая к сему
животворящему источнику с верой и страхом Божиим, мы становимся здравыми в
душе. Нет недостатка в церкви и в особенных лекарствах против особенных
болезней. Невоздержанному прописываются пост, бдение,
молитва; страждущему гордостью возвещается, откуда мы взяты и во что
обращаемся, как все обезображены грехом; болящему сребролюбием напоминается,
что все богатство он оставит по смерти здесь, а в жизнь вечную возьмет лишь
добродетели или греховные навыки.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№49(564)2010
ФОТО – http://gzvon.pyramid.volia.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=825&Itemid=1