Заблудший
гений
100 лет назад – 20 ноября 1910 года – умер Л. Н. Толстой,
вошедший в историю мировой культуры как один из гениальнейших писателей. К
сожалению, в школьных и вузовских учебниках умалчивалось о том, что Толстой был
создателем очень опасного антихристианского лжеучения, последователи которого
образовали в России на тот момент весьма многочисленную секту «толстовцев».
Он не был анафематствован, проклят Русской Православной Церковью, о
чем иногда приходится читать. На самом деле все происходило довольно
буднично. В отношении Толстого слово «анафема» вообще не прозвучало. Вот
дословно текст Послания Священного синода, который лишь скорбно констатировал
факт отпадения писателя: «И в наши дни, Божиим попущением, явился
новый лжеучитель – граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по
рождению своему... граф Толстой в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал
на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние. Явно перед всеми отрекся
от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою
литературу деятельности и данный ему от Бога талант на распространение в народе
учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры
Отеческой, веры Православной... Свидетельствуя об отпадении его от Церкви,
вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины».
Формально
«толстовство» проповедовало этику всеобщей любви и непротивления злу насилием.
В него помимо некоторых христианских истин включены были элементы язычества,
буддизма, ислама, индуизма. Отрицалась Божественная природа Христа, догматы и
таинства Церкви, иконопочитание и сама Церковь
Христова. А в реальности... «Толстой объявил войну Церкви православной,
всему христианству, – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский,
– и как денница и сатана отторгнул своим хребтом третью часть звезд небесных,
то есть ангелов. Сделал их единомышленниками с собою, так и наш Лев, сын
противления, носящий в себе дух его, «своим рыканием и хвостом (Откр. 12, 14) отторг тоже едва ли не третью часть нашей
интеллигенции, особенно из юношества, вслед себя, вслед своего безбожного
учения, своего безверия».
Надо
заметить, что в истории русской литературы этот случай уникальнейший. Поскольку
ни один из русских писателей, сопоставимых с Толстым по масштабам таланта
(Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский и другие), не враждовал с
Православием. Более того, весь наш «Золотой век» литературы создан
православными писателями, утверждавшими в своем творчестве именно христианские
истины и ценности. К слову сказать, и большинство из того, что написано Л.Н.
Толстым в XIX веке, не расходится с христианством. Писатель, как это ни
парадоксально звучит в свете его богоборческого учения, всю жизнь тянулся к
Богу, искал Бога, но пытался обрести Его в одиночку, полагаясь лишь на свой
природный разум. Но без благодати Божией, которую подает и хранит Церковь
Христова, поврежденная первородным грехом природа человека не в состоянии
постичь Творца. Единственный путь соединения с Богом – стать чадом Его Церкви.
А ее-то граф Толстой, по гордыне своей, не просто отрицал, но и глумился над
ней. Блуждая в лабиринтах своих религиозно-философских исканий (в дневниках
Толстой честно признавался, что учение его несовершенно и запутанно),
лжеучитель, подобно слепому пастырю, увлек за собою тысячи последователей.
К началу XX
века «толстовство» стало весьма многочисленной сектой в России. И, как всякая
секта, изуродовала жизнь тем, кто строил свою жизнь не по Христу, а по
Толстому. В письмах Льва Львовича, сына Толстого, есть откровенные признания о
масштабах вреда, причиненного его отцом: «Во Франции говорится часто, что
Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много
правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем
Толстой... Одна из моих теток, которая прибыла недавно из
России, поведала мне следующий случай. Однажды большевики явились к ней
на квартиру в Петербурге для обыска; они заметили в одной из комнат два больших
портрета моего отца. «Почему у вас здесь два портрета Толстого?» – спросил один
из них. – «Потому что я его родственница», – ответила тетка. «В таком
случае...» – и большевик вежливо поклонился тетке. «Ах! – добавил он грустным,
но гордым тоном, – какая жалость, что он не дожил до того, чтобы воочию видеть
результаты своей работы».
Апофеозом
богоборчества стал роман Толстого «Воскресение» (1899 год). В нем кощунственным
насмешкам подверглись величайшее Таинство Церкви Евхаристия, чудотворные иконы,
Сам Господь Иисус Христос. И не случайно, что, по мнению критиков, после
«Воскресения» писатель уже не написал ни одного произведения,
соответствовавшего масштабу своего таланта. Грехи Толстого перед Богом, Его
Церковью – грехи тягчайшие и страшные. Подобные грехи часто отдают душу
человека всецело во власть демонических сил. По этому поводу некоторые
исследователи жизни Л.Н. Толстого полагают, что писатель был
одержим бесами, которые разжигали в нем мессианские амбиции, стать учителем
всего человечества. Вот запись от 25 мая 1889 года: «Ночью слышал ГОЛОС,
требующий обличения заблуждений мира. Нынешней ночью ГОЛОС говорил мне, что
настало время обличать зло мира... Нельзя медлить и откладывать. Нечего
бояться, нечего обдумывать, как и что сказать».
Не
признававший церковных догматов и обрядов, писатель завещал похоронить себя без
«так называемого богослужения, а зарыть тело так, чтобы оно не воняло». Как
завещал, так и зарыли. Один холмик, без креста. Как на могилах самоубийц. Но
Лев Николаевич и был духовным самоубийцей, отрицавшим Бога и вечную жизнь.
Без малого
через год после смерти писателя (28 августа 1911 года) на его могилу приходил
один из наиболее известных «толстовцев» Бирюков с товарищами. Почтили память,
возложили цветы. Неожиданно нагнувшийся поправить цветы на могиле десятилетний
сын Бирюкова громко вскрикнул. Присутствующие с ужасом увидели, как руку
мальчика обвила и затем укусила огромная гадюка. Как после выяснилось, гадюки
здесь вообще не водились. Но именно на могиле Толстого невесть откуда взявшаяся
гадина предпочла устроить себе гнездо (змеиную нору).
Все сказанное
в этой публикации, конечно же, не перечеркивает большую часть творческого
наследия гениального писателя. На таких произведениях, как «Война и мир»,
«Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», и других будут воспитываться еще
многие поколения наших соотечественников. Созданное
русским гением дает пищу для ума и сердца всем людям, независимо от их
убеждений и вероисповедания. Единственное, что нам нужно, это отделять драгоценные
зерна таланта писателя от плевел его заблуждений. Сделать это, поверьте,
несложно, если находиться в лоне нашей Православной Церкви и знать то, чему она
учит.
Конечно,
заблуждения Толстого – детский лепет по сравнению с тем, что внушается сегодня
в современных сектах и лжеучениях. Но для своего времени они, как уже было
сказано, имели для России весьма тяжкие последствия. Нет смысла рассуждать о
том, простит ли Господь прегрешения писателя. Всем же, кому любимо и дорого
творчество Льва Николаевича, нужно просто помнить, что Милосердие Божие выше
закона.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№47(562)2010
ФОТО
– http://neolirik.livejournal.com/8426.html