Покаянные дни
14 ноября 1920 года, 90 лет назад, из Севастополя в Константинополь (Стамбул) отбыл
последний пароход с остатками разбитых
белых армий.
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы, все время мимо,
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Все не веря, все не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою...
Конь все плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо
Покраснела чуть вода...
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.
Невозможно без боли читать эти строки, написанные донским казаком,
поэтом-эмигрантом Николаем Туроверовым,
участником Первой
мировой, Гражданской, Второй мировой войн, скончавшимся в 1972 году в
Париже. Такую же боль расставания с родной
землей пережили миллионы оказавшихся на чужбине русских людей.
Святой благоверный князь Александр Невский говорил:
«Не в силе Бог, а в правде». А ее-то, правды,
не было ни у красных, ни у белых. Гражданская война началась
не в 1917-м или 1918-м, а гораздо раньше. И не в окопах, а в умах
и сердцах, когда оскудела в народе православная вера – главная
духовная сила нашего народа, Российской империи.
Отвергнув
ее, наиболее деятельная и образованная часть
общества (дворяне, служивый люд,
профессура, студенты) соблазнилась чуждыми православному духу нации идеями
западного парламентаризма, различными новомодными философиями того времени, отрицающими Божественную природу всего сущего на земле.
После отречения царя просвещенное чужеродными
лжеучениями общество буквально обезумело от счастья. Даже некоторые члены императорской семьи
нацепили красные банты. А ошалевшая от
всей этой политической вакханалии
толпа громила полицейские участки,
выпускала на свободу уголовников,
потрошила винные погреба. Однако
«головокружение от успехов» свержения
монархии быстро сменилось растерянностью
и страхом, потому что всего за
полгода Россия под чутким
руководством Временного правительства
обрушилась в пучину хаоса и
безвластия. Распоясалась уголовщина, полицию же фактически разогнали, матросы, солдаты
убивали офицеров, крестьяне жгли
помещичьи усадьбы (хотя к 1917 году в
помещичьих хозяйствах находилось всего
10 процентов всех сельхозугодий),
даже гимназисты травили своих, «старорежимных» учителей. Большевики (красные) в октябре 1917 года не взяли власть в ходе «вооруженного восстания» в Петербурге. Они ее просто
подняли – втоптанную в грязь,
опороченную и истерзанную Керенским,
Милюковым и прочими демократами-горлопанами разлива
февраля 1917-го.
Столь подробно приходится напоминать о тех трагических событиях потому, что именно скоротечно
протухшие лозунги февральских путчистов стали идеологией
Белого движения, которое по одной только этой причине
(а имелись и другие) было обречено на поражение. Не случайно один из вождей большевиков Л. Троцкий говорил, что белые, несомненно,
победили бы, если бы руководствовались монархическими лозунгами. Не приди «белые» западники к управлению страной в феврале 1917-го, не было бы в октябре 1917-го и «красных». Повинившийся в своих мемуарах упомянутый «февралист» Милюков, уже будучи в эмиграции, напишет: «История проклянет пролетариев, но она проклянет и нас,
вызвавших бурю».
И не случайно Святейший Патриарх Тихон, подвергший
анафеме власть большевиков, наотрез отказался (даже тайно)
благословить руководителей белой армии, так и не определившейся
духовно, не ставшей православной народной армией,
славной продолжательницей национально-освободительного ополчения
Минина и Пожарского в смуту 1612 года. (При этом священникам,
разумеется, не возбранялось
выполнять в белых частях положенную
им работу).
Русский писатель и нобелевский лауреат И.А. Бунин по
горячим следам событий написал о первых
месяцах советской власти правдивую и жестокую книгу «Окаянные
дни». С тех пор мы многое пережили, узнали, переосмыслили.
Но здесь, в России, в большинстве своем до сих пор не осознали
главного. Того, что поняли в результате «хождения по мукам» многие вожди и участники Белого движения, оказавшиеся в эмиграции. Их мемуары, литературные произведения – это, по сути, одна книга, под
одним названием – «Покаянные дни».
Она о том, к каким страшным
последствия для каждого человека в отдельности
и всего народа в целом приводит
забвение Бога.
Нынешние же «красные», похоже,
так и не осознали, почему без видимых причин рассыпалась их «красная
империя» – СССР, с мощнейшей экономикой, сильнейшей армией,
невиданными доселе социальными благами.
Обвиняя в случившемся «холодную войну», предателей Горбачева, Ельцина и прочих, они так и не поняли, что не США и их союзники были нашими главными врагами (помнится, как в учебке
нас, солдат, учили метать штык-ножи и саперные лопатки в изображение американского
солдата на деревянном стенде), а греховная
природа человека. От этой врожденной болезни
спасают не достижения научного прогресса, не материальные блага и социальные
условия (по Марксу), а та самая вера, с которой в «красной империи» нещадно боролись.
Советская система в конечном итоге сама же и
породила армию собственных могильщиков. Ткни
наугад в любого из разрушителей СССР или нынешнего олигарха,
«владельца заводов, газет, пароходов», обязательно окажется
бывшим партийным или комсомольским работником. Просто
в новых рыночных условиях жить «без Бога в душе» стало куда комфортнее,
чем при социализме. Подобно дому из евангельской притчи Иисуса
Христа, построенному на песке, СССР, возведенный
на фундаменте отрицания Бога, рассыпался и рухнул в небытие.
Теперь мы пытаемся строить очередной земной рай,
«чисто капиталистический», наступая на все те
же грабли «белой идеи» – обожествляя золотого тельца и пропагандируя
через СМИ самые богопротивные страсти в человеке. Не нужно
быть мудрецом или провидцем, дабы
понять, что закономерным итогом такого «развития» общества будет если не
очередная революция с последующей братоубийственной
войной, то (что скорее всего) массовое одичание
людей, превращенных в легкоуправляемое
звероподобное стадо.
Путь возрождения России – не в поисках виноватых
среди белых
и красных (и те и другие были поражены, как
уже говорилось, одной болезнью), а в
соединении национальной политики с
христианскими смыслами и устроении
жизни людей, именующих себя православными (а таковых в стране подавляющее большинство), по евангельским заповедям. Возрождение церковной жизни – лишь начало этого процесса.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№46(561)2010
ФОТО – 90 лет назад Русская армия
генерала Врангеля - последняя
вооруженная...
http://forum.inosmi.ru/showthread.php?p=2521181