В
Москве – Матрона, в Киеве – Алипия
Почитание блаженной монахини Алипии
(в миру Агафьи Тихоновны
Авдеевой) на Украине и, особенно в Киеве сравнивают с почитанием блаженной
старицы Матроны Московской.
И хотя первая пока еще официально не прославлена, как
святая (слишком немного времени прошло со дня ее блаженной кончины), в
православном народе так и говорят: «Матушка Алипия
для Киева то же, что блаженная Матрона для Москвы». Множество людей приходят к
ней на могилку на Лесном кладбище Киева. А в день ее памяти (старица почила 30
октября 1988 года) очередь к ее могилке просто огромная.
В последние годы все больше людей приезжают сюда не
только с разных концов Украины, но и из ближнего и дальнего зарубежья. А между
тем почитаемая и любимая на Украине богоугодная старица имеет непосредственное
отношение к Пензенской земле: родилась она 16 марта 1905 года (по другим данным
в 1910 году) в селе Вышелей Городищенского
уезда Пензенской губернии.
В начале 20-х
годов прошлого века ее родители были расстреляны карательным отрядом
красноармейцев. Их дочь, отлучившаяся в этот момент к соседке, чудом осталась
жива. Надо ли говорить, какие страдания испытывала в тот момент детская душа, но тем не менее Агафья нашла в себе силы всю ночь читать у
изголовья отца с матерью Псалтирь. Но после похорон родителей девочка ушла из
осиротевшего дома.
Некоторое
время она жила в Пензе, посещала храмы, кормилась подаянием добрых людей.
Особенно любила храм Святых жен-мироносиц (сегодня – Успенский кафедральный
собор). А затем по зову сердца отправилась странствовать по святым местам,
которые еще не были закрыты новой властью. Скитальческая жизнь, личная
трагедия, сиротство научили Агафью быть благодарной Богу и людям за малейшее
добро. В 30-е годы массовые репрессии против верующих не обошли стороной и ее.
Почти 10 лет она провела в одесской тюрьме. Но допросы, истязания лишь укрепили
веру. На Пасху, когда она отказалась выйти на работу, ее зверски избили до
полусмерти, сильно повредив позвоночник. С тех пор она на всю жизнь осталась сгорбленной.
Но не сломленной духом. Более того, она и соузников по
камере поддерживала духовно, молилась о них, заботилась. Ее приговорили к
смертной казни, но Господь сохранил ей жизнь. Оказавшись на свободе, Агафья
приняла на себя подвиг юродства (например, о себе матушка говорила в мужском
роде). Это особый труднейший и высочайший подвиг христианского благочестия. Во
имя пламенной любви к Богу и людям юродивые, принимая вид безумцев либо людей
чудаковатых, отказывались от всех удобств и материальных благ. Однако в их
словах, предупреждениях, обличениях виден был здравый, а нередко и пророческий
смысл. Юродивый зачастую – прозорливец. Но прозорливец от Бога, а не от
демонических сил, которые «помогают» колдунам, астрологам, экстрасенсам и
прочим подручным темного мира своими «пророчествами» лишь еще больше путать
людей и губить души. Власти, конечно, весьма неодобрительно смотрели на то, что
делает Агафья, но... что возьмешь с «умалишенной». А вот фашисты ее не
пожалели, отправив в концлагерь в Германию, где блаженная испила новую чашу
страданий. Но и там Господь хранил ее и помог вернуться на родную землю.
Во время
войны была открыта Киево-Печерская лавра, и наместник ее архимандрит Кронид (Скакун) постриг Агафью в монашество с именем Алипия в честь преподобного Алипия,
иконописца Печерского. Он также благословил свою духовную дочь на новый подвиг
– подвиг столпничества. Три года Алипия прожила в
глубоком овраге, ночуя в дупле дерева, где можно было находиться лишь в
согнутом положении. Только непрестанная Иисусова
молитва укрепляла монахиню и поддерживала в ней жизнь. Этот подвиг продолжался
в течение трех лет, до самой кончины архимандрита Кронида.
В 1961 году во время хрущевских гонений на Православную церковь, когда было
закрыто и уничтожено церквей больше, чем в сталинский период, для Алипии вновь началась скитальческая жизнь: без документов,
без прописки, без денег и вещей. Жила, как и Матрона Московская, то у одних, то
у других добрых людей, в подвалах и нежилых помещениях.
Так внешне
выглядела ее жизнь. По земным представлениям, подобной участи не пожелаешь
никому. Но и любовь людей к этой подвижнице трудно было измерить земными
мерками. Ей много жертвовали, но она все относила в храм. Со временем матушка
сняла комнатку в частном доме в Киеве на Голосеевской
улице и стала принимать людей, которые потянулись к ней за советом, с просьбами
о молитвах, о помощи, об исцелении. Рядом находился Вознесенский храм,
прихожанкой которого она стала. Исповедовалась, причащалась, как и все обычные
верующие, ведь хлеб небесный, священные дары нужны не только грешникам, но и
великим подвижникам веры.
С 1979 по
1988 год до самой смерти Алипия жила в доме по улице Затевахина. Дни старица проводила в молитвах и трудах.
Утром ее можно было встретить в упомянутом Вознесенском храме, где она
неизменно молилась у иконы апостолов Петра и Павла (по ее рассказам, именно
апостол Петр помог ей бежать в 30-е годы из тюрьмы). Если кто-то обращался к
ней со своей бедой во время службы, матушка тут же начинала молиться о помощи
и, получив извещение от Бога, радостно сообщала о том, что все закончится
благополучно. После службы она здесь же, в храме, выслушивала многочисленных
посетителей и, внутренне молясь, прозорливо указывала решение проблемы или
молилась о помощи в исцелении. Вернувшись в свой дом, где она устроила себе
келью, продолжала молиться, принимать людей, занималась своим нехитрым
хозяйством. Алипия практически не отдыхала, хотя
возраст у нее был уже более чем преклонный. Крестьянские корни давали о себе
знать: матушка любила возиться со своими курочками, копаться в огороде,
готовить нехитрую пищу для своих духовных детей и гостей. Сама же блаженная еду
вкушала один раз в день и крайне мало. В среду и пятницу, а также на первой и
на последней неделе Великого поста она вообще не ела. На шее на шнурке носила
большую связку ключей – своеобразные вериги. Посетителей старица принимала до
захода солнца, а после захода для нее начиналось время келейной молитвы.
Ей
открывалось все, что происходило или произойдет с пришедшим к ней человеком. И
не только человеком. Блаженной было открыто об аварии на Чернобыльской АЭС.
Задолго до трагедии она предупреждала, что «будет гореть земля, подвалы», что
«затравят» землю и воду. «Тушите огонь! – кричала блаженная, – не пускайте газ!
Господи! Что будет на Страстной неделе!» За день до катастрофы матушка ходила
по улице и кричала: «Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!» Когда же авария
случилась, и в Киеве, и близлежащих населенных пунктах началась паника, Алипия не благословила бросать дома и убегать. Она
призывала всех успокоиться и обратиться ко Господу,
вспомнить о силе Его Креста, которым побеждается смерть. Матушка говорила, что
нужно осенять жилища крестным знамением, а также пищу, вкушая ее без боязни. В
те страшные дни она многих удержала от паники и побудила обратиться к Богу.
Предсказала
матушка и день своей кончины: «Я отойду, когда пойдет первый снег, и наступят
заморозки». Так и произошло. С тех пор почитание блаженной Алипии
только возрастает. Насколько тяжела была ее жизнь, прошедшая в невероятных
страданиях, настолько безмерна сегодня любовь людская к этой великой труженице
на ниве Христовой.
В. НИКОЛАЕВ.
№44(559)2010
ФОТО
– http://angela.org.ua/article/a-401.html