Дивная
привилегия веры
Есть немало людей, которые с недоумением смотрят на сборы
своих близких в церковь. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и
возмущение: мол, зачем в храм ходить, если Бог в душе?
Примерно в том же духе выразился и сатирик Михаил
Задорнов: «Для общения с Богом мне не нужны никакие посредники!» О том, почему
посещение храма является не повинностью, а дивной привилегией верующего
человека, сегодня рассказывает известный православный богослов и миссионер протодиакон
Андрей Кураев.
Действительно, зачем мы ходим в храм? Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно везде и во всякий час. Более того, таков именно совет апостола: «Непрестанно молитесь». Принести пожертвование? Сегодня сборщиков много и на улицах. Подать поминальную записку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставить и перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм?
Лишь на десятую или сотую часть религия состоит из того, что в нее вносят люди. Главное в. религии то, что привносит в нее Бог. Главное не то, что люди делают ради Бога, но то, что Бог делает ради людей. Главное в религии не то, что люди приносят в храм, а то, что они износят из храма. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.
Зачем мы чаще всего приходим в храм
и обращаемся с мольбой к Богу, хорошо известно. Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: «Дай, Господи, нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!...» Слишком часто мы ищем Господа, по присловью святителя Димитрия
Ростовского, «не ради Иисуса, а ради
хлеба куса». А вот
зачем
Бог
ищет
нас?
Он хочет у нас что-то забрать? Или дать?
Зачем призывает Его Слово: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии» (Мф. 11,28)? Нет у этого призыва продолжения в таком роде:
«И
вы
отдадите Мне то-то...» Иным
предвестием кончается это приглашение; оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся: «И Я успокою вас... найдете покой душам вашим».
Итак, Бог зовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание – «Научитесь от Мене»... Дух – «Примите от духа Моего»... Любовь, мир и радость – «Пребудьте в любви Моей... Мир Мой даю вам... Радость Моя, в вас да будет...» Но Христос дает нам и еще нечто немыслимое... «Пребудьте во мне, и Я в вас... Приимите, сие есть кровь Моя, за вас изливаемая...» Всего Себя Христос вверяет людям. И Свою божественность, и Свою человечность (таинство Евхаристии, причастия хлеба и крови Господней – Примеч. ред.).
В современной медицине есть такая процедура: человеку делается переливание его же собственной крови. Из его тела выводится его кровь, она очищается от каких-то вредных примесей или, напротив, обогащается теми компонентами, которые организм больного уже не может сам вырабатывать в необходимом количестве. И такая, обеззараженная и обогащенная, кровь тут же вливается обратно в тело человека. Нечто подобное происходит и в наших отношениях со
Христом. Бог становится человеком. Он берет в Себя
наше
естество, впавшее в состояние тления, в Себе
его
исцеляет, насыщает Божественностью, Вечностью, Бессмертием, и Свое человеческое Тело, уже прошедшее через смерть и воскресшее, возвращает нам. Свою человеческую кровь, насыщенную Божественными токами, Он вливает в нас, чтобы мы в себе носили зачаток Воскресения и были причастниками Вечности.
Итак,
в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Поэтому посещение храма – не тяжкая повинность, а дивная привилегия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать «причастниками Божеского естества». Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.
Христос сказал, где Он нас ждет и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретиться и соединиться в этой жизни – для того, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мы не стали непоправимо одиноки.
Так
вежливо ли,
получив уведомление о том, что кто-то нас ждет на встречу на площади Пушкина, в назначенное время отправляться на прогулку по улице Льва Толстого? Если встреча не состоялась, кто в таком случае будет виноват?.. Знамо дело – «Пушкин»!
Бог
искал
нас.
И нашел. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые Дары раздает людям. Если Чашу с причастием Христос подает нам через Царские врата храма, стоит ли нам отворачивать нос и твердить: «Бог у меня
и
так
в
душе»?
Вера
– это
действие. Это стремление к тому,
что
уже
предчувствуется, но еще
не стало очевидностью. Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в нее свой отблеск, но еще не вошло в нее всецело... Вера – это желание нового опыта. Но те, кто говорят: «У меня моя вера, и она в душе», часто говорят это с такими тусклыми глазами, что бывает трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу.
Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Также нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях. Роза, которую дарят любимой, сама по себе ей не нужна. Этот цветок ей дорог не своей
собственной красотой, а тем
отблеском, который положила на него любовь подарившего. Цветы купленные и цветы подаренные совсем по-разному оживляют комнату.
Если
человек утверждает, что он любит кого-то, но ничего не делает во имя своей любви (не ищет встреч, ничего не дарит, не уделяет времени для общения, ничем не жертвует), значит, он просто хвастается перед своими уже влюбленными друзьями: мол, и я ничем не хуже, и у меня есть возлюбленная!
Поэтому человеку, утверждающему, что Бог у него
в
душе,
стоит спросить себя, что он сделал для того, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения? Как и каким именем
он позвал Его? Как он хранит Его в себе? Что изменилось в нем от этой Встречи? Полюбил ли он Того, Кого встретил? И что он делает ради этой любви?
Если эти вопросы повергают вас в недоуменное молчание – так хотя бы не считайте себя превзошедшими тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Не презирайте идущих, даже если те спотыкаются!
Те,
кто
говорят, что
им не нужны посредники в их отношениях с Богом, не понимают, что в храме их ждет тот Посредник, который вместо них как раз и принес жертву и освободил людей от
необходимости что-то разрушать в мире и плодами разрушений подкармливать языческих божков. Неужели же так невыносимо трудно прийти в храм и раскрыть свои руки для того, чтобы в них можно было вложить Дары?
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
ФОТО – http://www.bookorbita.com/library/authors_titul_9/kuraev_andrey.html