Возвращение
Иерей Валерий Буланников родился в 1960 году в Харькове, в 1983 году
окончил Харьковский государственный университет по специальности филология. С
начала девяностых годов проживал в Соединенных Штатах Америки, в 2000 году
окончил магистратуру Свято – Тихоновской духовной академии
в Пенсильвании, тогда же был рукоположен в сан и назначен настоятелем храма во имя
Рождества Пресвятой Богородицы города Менло-Парк (район
Сан-Франциско). Недавно вернулся в Россию, проживает в ближнем Подмосковье, назначен настоятелем храма Святителя Николая Патриаршего подворья
в Отрадном Русской Православной Церкви. Женат, четверо
детей. Сегодня мы публикуем его рассказ о своих американских впечатлениях.
Опыт православной жизни в Америке, который появился у меня, применим и здесь, потому что общество, к которому двигается наша страна, – общество
западного типа. Телевидение, масс-медиа и вовсе насквозь пропитаны
западным духом. Очень интересно было, живя в Америке, наблюдать, как православные приходы решают для себя проблему некоего сопротивления миру.
Потому что мир затягивает. Это очень прискорбный
факт, который я лично испытал и на себе, и на своих прихожанах.
Наш приход был основан в 1954 году, то есть фактически
я относился к третьему поколению людей, прошедших через него, и, к
сожалению, детей, внуков первых прихожан практически
не осталось. Они ушли! Американизировались. Растворились
в этом обществе. То есть во втором-третьем поколении люди
теряют веру, и причины понятны.
К сожалению, очень часто храм они воспринимают как некую помощь исключительно в земных делах. Вот
что-то случилось, и человек приходит
в храм: болезнь, или работу потерял...
Это американский – вернее, протестантский – менталитет. У протестантов нет понятия
о по-настоящему глубоком духовном
покаянии как средстве, очищающем
душу человека, исповеди, причастии,
хождении на службы, домашней молитве. Американская культура не подразумевает такого большого усилия, и поэтому церкви пустеют. Они становятся только местом, где люди встречаются, обсуждают свои дела, слушают своего протестантского священника, ну все ведь понимают, что он обязан вроде бы там чего-то проповедовать, говорить о добре и зле, о любви Христовой... Но никто не
связывает эти его слова лично со своею
жизнью.
Что делают американские проповедники? Они собирают людей на стадионы раз в несколько
месяцев. Человек приходит. Полчаса, час максимум, слушает пастора, который будет
проповедовать, говорить замечательные слова о
Евангелии, о духовной жизни, но
жизнь человека, как правило, это не
меняет. То есть мы согласны со
словами проповедника, это все есть,
но это никак не соотносится с самой
жизнью.
Протестантская этика – это этика материалистическая. Есть очень
простая формула: если ты все делаешь правильно, то Бог с тобой, или вернее,
если Бог с тобой, то ты все делаешь правильно.
Поэтому главное – делай усилие в
земной жизни, добивайся там чего-то,
работай... Конечно, православный человек тоже должен делать усилие и тоже должен
работать, трудиться, создавать, но он во
всем предполагает руку Божию, а протестант предполагает только руку
человеческую. Все зависит только от тебя.
Даже есть такая формула: если у тебя что-то не так в твоей жизни, то что-то не так с твоим Богом, то есть твои отношения
с Богом какие-то не те...
Получается, Бог для американца – это некий такой покровитель его земного благополучия. Возьмите доллар – написано: In God we trust, то есть «мы верим»...
нет, не верим, а «мы доверяем Богу».
Очень четкое определение. Это не признак их веры, эти
слова говорят об их доверии Богу в управлении их земной жизнью –
все, точка.
Один мой
прихожанин, перешедший в православие, говорил: «Я не могу объяснить моим родственникам,
почему я это сделал. Не могу им
объяснить, что такое духовная жизнь. То есть я им объясняю, а они говорят: «Но мы ведь тоже молимся! Ну и?!» А
что есть какая-то внутренняя мистическая
связь с Богом, которую человек должен
поддерживать, обновлять – они не понимают». Для американца стать
православным – это вызов, но американцы не
любят вызовов, они очень любят, чтобы было всем хорошо, чтобы все было как
у всех. К сожалению, этот дух передается и на православные приходы. Я все время говорил на проповеди, что нужно чаще исповедоваться,
чаще причащаться, а очень многие мои прихожане просто не понимали, зачем это нужно. Одна прихожанка даже мне сказала: «Ну,
батюшка, я же еще не умираю!»
Америка всех перетирает, там не принято быть «русским американцем»,
там можно быть «американцем русского происхождения»,
то есть если ты что-то там имеешь за спиной, некий этнический
«бэкграунд», но хочешь быть американцем,
– все это оставь, будь «как все».
В Россию в первую очередь вернулись мы ради детей. В Штатах
практически невозможно получить приличное образование. Американские школы,
конечно же, есть хорошие, но они все
стоят огромных денег, а такого, чтобы на приличном
уровне была общеобразовательная школа – просто нет. Государственные школы в США не дают образования в нашем понимании,
они больше занимаются неким общим «познаванием мира». Русское образование более фундаментальное, более широкое. И, к слову сказать,
до сих пор, если большинство средних российских студентов посадить в американский вуз – они там будут отличниками, ну, во всяком случае, на младших курсах.
Как пример – российские программисты. В начале двухтысячных, когда
произошла вся эта история с башнями, начался
сильный экономический спад, буквально в течение года множество фирм, особенно
в сфере хай-тэка, закрылись. И мне ребята говорили, что, когда начали закрываться
фирмы, сначала выгоняли китайцев, потом увольняли индусов, потом увольняли американцев, и оставляли последними русских.
Это такая живая иллюстрация того, что наше образование очень высокого уровня.
По сравнению
с российской жизнью, жизнь американская очень
однообразная. Я знаю американцев, которые
приехали в Россию. Они остались, потому что им жить здесь интересней, чем там.
За одно лето, проведенное в России, поясняют они, получили столько новой
информации и впечатлений, сколько не получили
в Штатах за все время. Меня часто спрашивают:
ну где лучше? Нельзя сказать «лучше»,
дело не в «лучше», это же не определяется материальными критериями! Духовность здесь, в России,
совершенно другая. Есть что-то такое,
что очень сильно в духовной жизни влияет на тебя, это заметно. Благодать чувствуется. А материально... конечно же, здесь тяжелее. Поэтому нельзя сказать однозначно, где лучше.
В Америке я скучал по России, здесь, в
России, теперь иногда ностальгирую и по Америке.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ
Б№38(553)2010
ФОТО – http://www.russiaprolife.ru/content/ierey-valeriy-bulannikov-slava-bogu-chto-pase-ne-yavlyaetsya-zakonodatelnym-organom