Засуха
нераскаянных сердец
Ничего не бывает случайного. Страшная засуха, постигшая
нашу страну, не может не иметь серьезных причин. Об этом сказал недавно Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл. Об этом говорится в проповеди известного
церковного деятеля иеромонаха Иова (Гумерова).
Бог действует
не только в истории, но и управляет сотворенной Им природой. Эта мысль проходит
через все Священное Писание. Псалом 103 является величественным гимном Богу,
Который сотворил все Своей премудростью и продолжает
заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих,
плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь
траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу»
(Ветхий Завет: Псалтирь, 103: 13-14). Люди
библейских времен всегда воспринимали дождь как проявление Божественного
милосердия: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду
ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Ветхий Завет, Иез. 34: 26). Псалмопевец воспевает милосердие Божие, ибо
Бог посылал дожди даже во время странствования евреев по пустыне: «Обильный
дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно
изнемогало от труда, Ты подкреплял его» (Псалтирь, 67:10).
Еще через
пророка Моисея Господь объявил избранному народу, что его благополучие зависит
от верности Богу и от исполнения тех законов, которые Он дал людям. Если же они
уклонятся от исполнения заповедей и будут поклоняться
идолам, то «тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не
будет дождя, и земля не принесет произведений своих» (Ветхий Завет: Втор. 11:17).
Напротив, за
благочестивую жизнь людей Господь Бог посылает плодоносные дожди: «Аще в повелениих
моих ходите, и заповеди моя сохраните и сотворите я: и дам Дождь вам во время
свое, и земля даст плоды своя, и древеса селная отдадят плод свой» (Ветхий Завет: Лев.
26: 3-4).
Ввиду
жизненной значимости для земли влаги пророк Осия
говорит о Господе: «Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю»
(Ветхий Завет; Ос. 6: 3). После засушливого лета, продолжающегося с середины
мая до второй половины октября, в Палестине начинается период дождей. Для урожая наиболее благотворными были ранние (октябрь – ноябрь) и
поздние (февраль – начало марта) дожди, о которых неоднократно упоминается у
священных писателей (Ветхий Завет: Иер. 5:
24;Новый Завет: Иак. 5: 7). Особенно нужен для
плодородия поздний дождь, который идет весной. От него зависит урожай.
Благодаря этому дождю заполняются водоемы, из которых черпается вода для полива
в засушливые летние месяцы.
Для
библейского человека, воспитанного на богооткровенных
священных книгах, мысль о том, что погода существует независимо от Бога,
представлялась нелепой. В главе 14 книги пророка Иеремии содержится слово
Господа к пророку о бездождии. Пророк говорит, обращаясь к Господу: «Может ли
небо [само собою] подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя
надеемся мы; ибо Ты творишь все это» (Иер. 14: 22).
Эта важнейшая мысль о Божественном Промысле в природе раскрывается и в Новом
Завете. Бог свидетельствует о себе, «подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши»
(Новый Завет: Деян. 14:17).
Постигшие
нашу страну бедствия не только указывают на болезненные язвы общества, но и
свидетельствуют об общем бедственном духовно-нравственном его состоянии. Только
малая часть народа ведет духовную жизнь и стремится исполнять Божественные заповеди.
Большая часть людей страдают тяжким недугом неверия и стремятся удовлетворить
свои страсти. На этой почве рождаются все болезненные язвы: миллионы женщин
убивают через аборты своих детей; массовый блуд, распространившееся корыстолюбие, как кислота, разъедают
нравственные ценности общества. Много и других недугов. «Никто не трудись, –
говорит святитель Василий Великий, – над разысканием причин явлений горестных:
для чего засуха, для чего дожди, для чего удары грома, для чего град? Это для
нас, имеющих нераскаянное сердце, разве когда бываем [поражаемы]».
Также и
святитель Иоанн Златоуст говорит о необходимости исправить жизнь и возложить
упование на Бога: Богу «предоставим время прекращения бедствий, а сами будем
только молиться, сами будем жить благочестиво, потому что наше дело –
обратиться к добродетели, а прекратить бедствия – дело Божие». В другом
творении этот великий проповедник предупреждает: «Бог силен
прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения (покаяния и
исправления жизни. – Прим, ред.), не прекращает скорбей».
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№35(550)2010
ФОТО – http://pravoslavie58region.ru/index.php?loc=index.php?loc=foto-106.htm