Первый шаг ко Христу?
В преддверии
Успенского поста мы публикуем заметки известного православного проповедника
игумена Пахомия (Брускова)
То, что мы видим вокруг нас сегодня,
мало похоже на пост, о котором говорит нам Церковь, на тот пост, который
соблюдали святые подвижники. По учению Православной Церкви пост – это
воздержание от определенных родов пищи, удовольствий, развлечений и других душевных
и телесных радостей ради Бога, это возможность приподняться над человеческой
природой. Бог благословляет в пищу всякие продукты, а человек на время поста
свободно от чего-то отказывается, приносит жертву.
Сложно понять, что такое дар, человеку, который привык не дарить, а только
получать подарки. Также и для того, чтобы по-настоящему понять смысл поста,
нужно его хотя бы раз пройти.
Следует отметить, что в православном
богослужении (а для христианина центром жизни является именно богослужение,
вокруг которого выстраивается и внутренняя, и внешняя деятельность человека) мы
не найдем точных указаний на то, что кушать, сколько раз в день, от какой пищи
стоит воздерживаться. Но зато мы можем встретить многократные утверждения о
необходимости поста, значение которого заключается в искании смирения,
обретении покаяния, прощении ближних, забвении себя и принесении Богу жертвы.
Поэтому очевидно, что пост – это не просто отказ от того или иного рода пищи,
но прежде всего духовный труд. При этом, как уже отмечалось, существуют
определенные правила относительно питания во время поста, которые прописаны в
Уставе. Они помогают человеку найти средний путь. Дело в том, что Церковь, имея
двух тысячелетний опыт, знает слабости человека, переменчивость его настроения.
Знает, что для того чтобы развить в себе те внутренние качества, те
добродетели, о которых говорится в Евангелии, необходимо и внешнее воздержание.
Потому что внешнее поведение имеет огромное влияние на нашу внутреннюю жизнь.
Ведь любой мастер, прежде чем постичь глубинный смысл своей работы, должен
вначале приступить к ней и овладеть простейшими внешними навыками. Почему по
Уставу предписывается отказ именно от скоромных продуктов, т.е. продуктов
животного происхождения? Скоромная пища обычно высококалорийна, она является
источником сил и энергии, а также отяжеляет ум и сердце.
Конечно, пост должен быть по силам.
Церковь всегда идет навстречу человеку, никогда не относится с жестокостью к
своим чадам, подобно Господу, ищет повод не осудить, а оправдать христианина. И, зная немощь человека, его склонность к греху, милосердному
отношению в первую очередь не к ближнему, а к себе, – предлагает средний путь.
Идя которым, можно получить духовную пользу и хотя бы в малой степени
усовершенствоваться. Любой церковный православный христианин считает для себя
требования поста обязательными. Он старается их исполнять в той мере, насколько
позволяет здоровье и побуждает духовная ревность. Конечно, и в Церкви есть
более и менее ревностные люди.
Но для церковного человека критерием
истинности является не его собственное мнение, а учение Церкви. Ни один
церковный человек не будет сомневаться в духовной пользе поста.
Но для церковного человека критерием
истинности является не его собственное мнение, а учение Церкви. Ни один церковный
человек не будет сомневаться в духовной пользе поста.
Однако многие люди еще не открыли
для себя Церковь, не поняли всей глубины христианского мировоззрения. Но при
этом они желают хотя бы внешне приобщиться к православным традициям своего
народа. И мы не должны препятствовать таким людям – находить свой путь к Богу.
Кто хочет, может воспользоваться опытом Церкви. Кто не хочет, может идти своим
путем, но Церковь в таком случае не гарантирует, что он достигнет цели. Однако
осуждать или отговаривать совершать даже такую, чисто внешнюю практику поста
Церковь не вправе. Может, для кого-то этот опыт станет первым шагом ко Христу, первой попыткой что-то изменить и понять в своей
жизни.
При этом каждый человек сам для себя
определяет и меру поста, и свои возможности. Если он привык каждый день ходить
в рестораны, заказывать там вкусные скоромные блюда, но вдруг Великим постом в
его голове появится мысль, что он должен сам себя в чем-то ограничить, это уже
хорошо. Это его уровень, и, быть может, завтра он захочет на время поста и
вовсе отказаться от посещения ресторанов, пожертвовав средства на помощь
ближним. Каждый человек должен свой путь пройти сам и в той мере, которую он
для себя изберет. Одно то, что человек в своей жизни перестал руководствоваться
своим мнением, а хотя бы в малой мере прислушался к голосу Церкви, говорит о
том, что он ищет какой-то путь.
В послании апостола Павла есть
замечательные слова: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не
осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого
раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14, 3-4). Нельзя, смотря
на человека, который, может быть, и не совсем правильно постится, думать, что
ты постишься правильно. А уж если ты сам и вовсе не постишься, а осуждаешь постящегося, то заблуждаешься вдвойне. Что касается
празднования 23 февраля и 8 Марта, которые часто приходятся на время Великого
поста, то это дело свободного выбора и совести каждого человека. Как поститься
в эти дни, заботит, конечно, и церковных людей. Но не Церковь установила эти
праздники. Поэтому для верующего человека Великий пост важнее Международного
женского дня. И если празднование последнего выпадает на постные дни, он
постарается не принимать участия в каких-то бурных увеселениях. Но если его
отказ действительно принесет кому-то большое огорчение или обиду, христианин
постарается найти компромисс, размер которого помогает определить совесть и
духовник.
Не надо стесняться поста перед
своими коллегами и родственниками. Когда я учился в институте, в моей группе
учился студент из Турции – мусульманин по рождению, а по образу жизни –
абсолютный атеист. Он очень удивлялся: почему у православных начинается Великий
пост, и никто не постится? Сам он, хотя и не был верующим, соблюдал Рамадан как
дань традициям своего народа и считал это для себя делом чести.
Почему же у нас в России соблюдение
хоть в малой степени традиции поста, даже если она не связана в полной мере с
Церковным Уставом, вызывает недоумение, страх, а иногда даже и насмешку? Хотя
должно было бы вызывать уважение и гордость, пусть даже не из любви к Богу и
Церкви, а просто из-за принадлежности к своему народу и культуре. И мы лишь
предлагаем задуматься над этим и принять для себя решение.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№33(548)2010
ФОТО – Terra Incognita
Успенского поста. http://www.taday.ru/text/214006.html