«В слабом свете ранней зари мы шли очень медленно, – пишет Гермидий, – и
нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить
ту, которая находилась там с вечера.
Потом вдруг стало очень светло. Мы не
могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу и над землей там показался Человек,
как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время к гробу справа от нас по тропинке спускалась женщина,
и она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!»
И в этот момент нам стало видно,
что действительно, очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб (у древних иудеев он представлял
собой вытесанный в скале
склеп. – Прим. ред.). Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно.
Когда мы приблизились к гробу, оказалось, что
там уже нет тела погребенного человека.
Сириец Эйшу, известный врач,
близкий к Пилату и лечивший его, относился к числу наиболее выдающихся людей своего времени.
По поручению Пилата он с вечера накануне
Воскресения находился вблизи гроба с пятью учениками. «Мы все – врачи, стража и остальные, – пишет Эйшу, –
были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. Мы совершенно не верили,
что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами». Далее
следует описание Воскресения.
И это только небольшая часть источников, где говорится, что Христос действительно воскрес. Для
краткости ограничимся лишь перечнем других источников:
Епифаний
Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион
Александрийский, Саббели
Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Кирский и другие. Это
только те, кто жил во времена Христа,
причем находился в Иерусалиме или в непосредственной близости от него, являясь очевидцами
самого Воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его. Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств мы находим у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи склонны всячески замалчивать факт Воскресения. Один из
них – Миферкант – был членом Синедриона (орган, вынесший смертный приговор Христу. – Прим, ред.), казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство 30 сребреников. Миферкант пришел
к гробу для оплаты стражи. Он еще не успел после расчета далеко отойти, как громадный камень был отброшен неведомой
силой от гроба, над которым казначей увидел
исчезающее сияние. Все это им описано в сочинении «О правителях Палестины», которое
принадлежит к числу наиболее ценных и
правдивых источников из истории Палестины.
В общей сложности, по подсчетам крупнейшего знатока римской истории литературы Нетушила,
число вполне надежных свидетельств о Воскресении превышает 210; по нашим подсчетам,
это число еще больше – 230, ибо к данным Нетушила нужно добавить
еще те исторические памятники, которые были обнаружены после
выхода его работы.
...Там, на Голгофе, вместе со
Христом были распяты два разбойника. Один из них, видя, как страдает невинный Спаситель, покаялся, исповедовал Христа и, обратившись к Нему с молитвой,
услышал: «Ныне со Мной будешь в
раю». Второй же разбойник был настолько ожесточен, что хулил Бога и оказался недостойным понять, что перед ним – Христос. Да он и не хотел этого, ему не нужен был Бог. Так и ушел в вечную погибель в ожесточении и богохульстве. Туда же отправятся и все те, кто, несмотря на
очевидные исторические факты, продолжает
кощунствовать против Христа и Божией Матери, против спасительной веры.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№18(335)2006