Из бездн ада
28 июля – память равноапостольного
великого князя Владимира, крестителя Руси.
О том, что
предшествовало крещению восточнославянских народов, о духовном перерождении самого
князя Владимира идет речь в фундаментальном труде доктора церковной истории В. Петрушко «Крещение Руси: факты и события», фрагменты
которой мы сегодня публикуем.
Киевский князь Владимир, как человек огромного ума и недюжинной интуиции,
понимал, что язычество в своих прежних
формах уже несостоятельно. Подобно римскому императору – ревнителю язычества Юлиану Отступнику – он предпринимает попытку реформировать многобожие. Объединив под
своей единодержавной властью русские
племена, Владимир осознал необходимость религиозного единства. Ибо понимал, что
ни на чем ином, кроме, как на религии, это единство создать невозможно. Можно, конечно же,
попытаться объединить всех насилием, но
такая держава будет существовать только самое короткое время. Владимир это прекрасно понимал. Поэтому он попытался достичь единства иным способом.
До сих пор различные племена,
населявшие Русь, поклонялись своим местным богам. Варяги почитали одних,
славяне других, у финнов были третьи. Правда, часто они заимствовали культы
друг у друга. Но никакого единообразия в языческих верованиях на Руси не было.
Владимир же повелел собрать воедино всех языческих богов и создал общий
языческий пантеон – своего рода «русский Олимп». Как говорит летописец, в
Киеве он поставил на капище идолов Хорса, Дажь-бога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Возглавил же все это, отныне «единое» семейство, Перун,
бог грома и огня, признанный верховным.
Причем это было божество, имевшее,
скорее всего, балто-варяжское, а не
славянское происхождение.
Реформа
язычества была осуществлена около 983 года, но очень скоро оказалось,
что она абсолютно несостоятельна. У этих богов не было никакого
авторитета, чтобы заставить людей признавать наряду с привычными для их племени
божествами и какие-то новые. Кроме того, у этого дела, наверное, была
и своя мистическая
сторона: искусственно собранные воедино
«боги» не могли сосуществовать рядом
– бесы ведь тоже друг друга
ненавидят. И все же язычество отчаянно сопротивляется накануне своего исчезновения.
В первые годы княжения Владимира языческим богам совершаются доселе почти
неизвестные на Руси человеческие
жертвоприношения. Так, после победоносного похода Владимира на ятвягов в 983 году были убиты Феодор и Иоанн, два
варяга-христианина, отец и сын, которые стали первыми на Руси мучениками веры,
чьи имена нам известны. Сына хотели принести
в жертву языческим богам. Отец, конечно же, не позволил этого, и в результате их обоих убили. Такой свирепый характер носило язычество Владимира и его окружения. Но кровь мучеников, как это всегда было в истории Церкви, только приближала победу
христианства. В 983 году Владимир еще приносил
человеческие жертвоприношения, а уже
через пять лет он принимает христианство.
Это был
глубочайший переворот в душе Владимира. Из бездн ада он сумел
подняться к Богу. В этом святость равноапостольного князя,
осознавшего ту бездну бездуховности, в которую
ввергает язычество, и сумевшего найти выход из этой пропасти, не только обратившись
к истинному Богу, но и
приведя за собой весь свой народ. Чтобы
понять все величие подвига святого князя Владимира, нужно оценить, каким он был до крещения. Он, по сути, был братоубийцей, приносил человеческие жертвоприношения.
Пьяные оргии – привычное времяпрепровождение князя и его дружины. Кроме того,
известно, сколь развратен был его нрав. Не
погнушался он взять в жены полоцкую
княжну Рогнеду,
отца которой он убил на ее глазах. Подобным же образом и жена убитого брата Ярополка оказалась в гареме развратного язычника. Словом, Владимир до крещения своего был таким же жестоким и
страшным человеком, как и все
язычники.
О языческой
религии славян, в которой был воспитан Владимир, мы знаем, в
частности, из воспоминаний арабских путешественников,
бывавших на Руси. Один из них, ибн-Фадлан, описал
похороны знатного руса. Эти языческие похороны
сопровождались отвратительными и мерзкими церемониями. Вместе
с умершим русом в могилу клали убитого коня, какие-то предметы и
вещи. Вместе с ним в
загробный мир в принудительном порядке
отправляли и жену. Ее убивали самым
изуверским образом, предварительно
изнасиловав в ритуальном порядке.
Затем все сжигалось на погребальном
корабле. Причем ибн-Фадлан
сообщает, что при этом имели место настолько
гнусные церемонии, что он, араб-мусульманин, не может
их описать. Из одного этого свидетельства
видно, что язычество – это вещь очень
страшная и далеко не столь
романтичная, как это многие пытаются
представить сегодня в разного рода популярных изданиях. Языческий культ – это страшное, сатанинское по своей сути явление, даже если речь идет о гораздо более цивилизованном эллинском язычестве. Не случайно, что идолы всегда считались местом обитания бесов, и их после крещения народа всегда старались уничтожать. Страшная реальность служения бесам
всегда стоит за любым
язычеством. И сегодня, когда
некоторые лица пытаются возродить
язычество, оборачивается это самым
трагическим образом. Начинается все с
купальских хороводов, а заканчивается самым неприкрытым сатанизмом с ритуальным
блудом и человеческими
жертвоприношениями, что, увы, сегодня уже встречается снова.
Именно таким
же был до своего
крещения и князь Владимир. Будущий
креститель Руси в пору своего
язычества поистине познал глубины
сатанинские. Но в его душе произошло
нечто, подобное тому, что некогда
было и с Ольгой. Несомненно, это
было глубокое внутреннее
перерождение. Не только и не столько
политический расчет руководил князем
при выборе веры, как это обычно представляли
историки-марксисты. Личный духовный поиск, безусловно, занимал ключевое место в деле отказа киевского князя от язычества. Он был натурой религиозной, ищущей истину. И это было главным, что заставило Владимира искать новую веру для себя и своего народа.
Он принимает у
себя иудейских, мусульманских, католических, православных миссионеров, отправляет
своих послов в другие страны, чтобы они воочию убедились в преимуществах той или иной религии.
И наконец – склоняется к Православию. При этом Владимир все
еще не торопится принимать крещение. Причина тому, скорее
всего, – сложные политические взаимоотношения Руси и Византии. Но это как бы внешняя
канва событий, за которой стоит гигантская духовная борьба за душу самого князя, за судьбу его державы. Поэтому процесс обращения Владимира был очень сложен. Превращение дикого варвара,
который приносил человеческие жертвы, в
кроткого агнца, святого, конечно,
требовало особых обстоятельств, особого Промысла Божия. События, которые привели в итоге к крещению Владимира, а затем и Руси, развивались постепенно.
Почему же Владимир
медлил с крещением? Очевидно, у князя был свой умысел. Верх взяли политические
соображения. Князь Владимир внутренне уже вполне был готов принять Православие,
но с точки зрения византийской теократической идеи это означало бы, что Владимир
признает себя подданным императоров. Владимир этого явно не желал. Он идет
войной на греков, имея теперь для этого предлог: императоры «обманули» его и не
отдали в жены императорскую дочь Анну. После долгой осады князь овладевает крымским форпостом
Византии – Херсонесом. Владимир требует Анну в жены в обмен
на возвращение Херсонеса
Византии. Князь явно увлекся политической
стороной своего религиозного дела.
Поэтому неизбежно было вмешательство
Промысла Божия, чтобы кризис
разрешился, и политический расчет
перестал бы доминировать в сознании
князя. Когда уже прибыла в Херсонес принцесса Анна, и Владимир торжествовал победу, произошло чудо вразумления: Владимир ослеп. И
прозрел лишь тогда, когда принял крещение. Он прозрел физически и духовно. И дело его обращения совершилось в итоге не человеческим мудрованием, а силою Духа Святаго. Быть может, поэтому из
купели к алтарю для венчания с Анной вышел
уже совсем другой человек, каким мы
и видим в дальнейшем святого Владимира, ничего не сохранившего в себе от прежнего языческого облика.
При этом можно сопоставить подвиг святого Владимира с деятельностью Карла Великого, создавшего в конце VIII – начале IX вв. в Западной Европе огромную империю. Карл также крестил многие народы,
и католической церковью причислен к лику святых. Однако он обращал народы в
христианство почти исключительно силою оружия, вел кровопролитные войны, не останавливаясь
ни перед какими жестокостями в деле обращения язычников.
Как же
созидалась Русская Церковь? Поскольку киевская община христиан в
годы языческой реакции, скорее всего, понесла большой урон,
приходилось начинать почти что заново. Первым шагом святого
Владимира стало крещение киевлян, происшедшее, как полагает большинство исследователей,
в 988 или 989 гг. вскоре по возвращении Владимира из похода на
Херсонес. Вероятно, это было делом нелегким, так как для того чтобы крестить киевлян,
нужна была огромная подготовка. Мы не знаем сегодня точно,
какова была численность населения Киева при Владимире. Но все-таки это была столица могучего княжества, то есть население ее
было многотысячным. Чтобы провести
крещение в кратчайший срок, что и было
предпринято, требовалось сделать очень многое. Что касается народа, то едва ли имела место его серьезная подготовка к крещению.
В условиях того
времени это было практически нереально. Однако народ должен был довериться
выбору князя, выступавшего от его лица. Это было вполне в духе того полупатриархального
характера, который еще имела княжеская власть на Руси. По крайней мере, в
Киеве это воспринималось именно таким образом: князь выступал в качестве отца большой
семьи. Отсюда и успех христианской миссии в столице. Какие-либо данные о протесте киевлян отсутствуют.
В других же землях, вероятно,
христианизация проходила не столь стремительно,
как в Киеве. Но все
же следует признать, что Русь приняла
новую веру довольно спокойно.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№30(545)2010
ФОТО – http://www.ru-news.ru/art_desc.php?aid=2122