Последний
17 июля – память последнего русского императора Николая II и его семьи. Принявших мученическую кончину от богоборческих властей в 1918 году в Екатеринбурге.
О
духовном значении этой даты размышляет известный писатель и историк Александр Николаевич Боханов.
Государь
Николай
II принадлежит к числу одних из самых оболганных персонажей русской истории – во всяком случае, истории XX века уж точно. Такое количество грязи и инсинуаций, которые выбрасывались и выбрасываются до сих пор по адресу убиенных, я даже не знаю аналогов больше. Причем я-то это интерпретирую как нормальное явление: тьма бесится.
Мне задавали много раз вопрос, а почему народ не встал на защиту? Народ не безмолвствовал, просто у него не было реальных рычагов, способных удержать помазанника Божия. Но почитание Царя в народной среде началось еще при его жизни, вот об этом никто не говорит. А уже потом даже за фотографию или картинку Царя можно было получить срок. Нельзя даже было принимать альбомы в букинистический магазин, если там портрет Царя. Вырывайте – тогда сдавайте... Я с этим столкнулся как исследователь. Можно было по Гитлеру (информацию) получать, можно было по кому угодно, а вот царские портреты, причем полиграфического исполнения, нельзя было. И изымали, боялись, потому что сила личности, сила света была такова, что вот эту тьму он прожигал просто своим портретом.
Александра Федоровна, конечно, была поддержкой и помощницей Государю
все время его царствования, потому что они поженились, когда Государь только что взошел на престол. И они прожили в любви и согласии почти четверть века. Император погиб, когда ему было 50, Александре Федоровне было на 4 года меньше. Она, конечно, была удивительна. Это то самое чудо великой русскости. Она ведь была очень ревностная протестантка в юности, а потом всей душой приняла веру православную. И перед смертью она пишет, «как хочется побывать в Сарове». Она вообще по складу характера, по натуре была очень сердечная. Действительно, ее обителью был бы монастырь. Ей пришлось играть роль такую, какую пришлось, которую уготовил Господь Бог. И она эту роль сыграла безукоризненно. Она ошибалась, она доверялась, это все было, но всегда искренне. Это обычные ошибки, заблуждения любого человека, в том числе и по житиям святых. Ни один человек не прошел ангельский путь, потому что силы все-таки не ангельские.
Николай II являлся для нее воздухом, которым она дышала, а она являлась воздухом, которым он дышал. Они настолько были близки, какие трогательные, нежные отношения. Это просто невыносимо даже читать, потому, что сейчас в нашем обиходе просто таких отношений не встречается. И когда всякие глупости там говорили, что у него были связи на стороне или там она с кем-то... Люди просто не понимают, они по себе судят, о своих соседях, они даже не понимают, что Царь и Царица для них фактически с другой галактики
или из другого мира. Причем у них все было такое же, как у нас, но просто значительно выше. Значительно выше, чище, светлее, потому что они были ближе к Богу. И поэтому, конечно, они были нравственно безукоризненны.
Когда началась
Первая мировая война, Царица сделала то, что для нашего ума вообще непостижимо. Она взяла своих дочерей, пошла на фельдшерские курсы и начала ассистировать при операциях. Причем есть описание, что они делали, как отрезали, что промывали, как раны перебинтовывали. И она говорила, что страдания очищают. Она была христианка. И детей воспитывала так же – пусть они видят жизнь во всех измерениях. И она горшки носила за солдатами. Вы можете представить, чтобы кто-нибудь при той же советской власти – не то что первая леди, хотя бы «25-я» – просто прошла бы мимо раненых, скажем, афганцев, не то что до горшка дотронулась. Вот этим сказано все, понимаете? После этого действительно остается встать на колени и молиться. Не о чем больше говорить, потому что это люди из другого мира, имя которому Россия.
Что касается уровня жизни вообще, качества жизни в широком смысле, то Россия в ту эпоху была на экономическом подъеме, который отражался и на уровне жизни. Рождаемость у нас была самой высокой в Европе, резко сокращалась смертность.
Мне в свое время одна баронесса много лет назад, тогда еще в Ленинграде, одну вещь сказала. Я – тогда молодой еще – говорил: «Вы там все имели до революции», а она говорит: «Вы знаете, молодой человек, все приличные люди до революции что-то имели». Действительно, трудолюбивые и честные люди имели. Квалифицированный рабочий получал в Петербурге на наши деньги примерно 4 тысячи долларов. И это простой рабочий, который стоял у станка. Были, конечно, и ниже ставки. Но надо еще сказать, что в России было очень дешевое продовольствие. Что в этом смысле сравнивать Россию с Англией невозможно. Вот если говорить о конкретных цифрах, то, скажем, чернорабочий получал 130 копеек в день. А бутылка водки стоила 17 коп.,
курица стоила 40 коп., фунт масла стоил 50 коп. Вот и считайте. Квартира хорошая, с удобствами стоила в год аренды 300 руб. А если человек все пропил, если у него ничего нет, на каждом углу в Москве было более тысячи благотворительных обществ. И каждое второе кормило и поило. Это была совершенно другая страна. То, что у нас по книжкам, по фильмам, одно, но на самом деле было совершенно другое.
За 20 лет население выросло на 40%. Общая численность населения к 1917 году была порядка 170 млн. По прогнозам американских и французских экономистов, через 20 – 30 лет Россия могла стать сильнейшей державой в мире. И они ее страшно боялись. И ездили эксперты,
и ездили. Есть такой журнал – «National Geographic». В 1914 году , когда началась Первая мировая, он посвятил целый номер России. И там прямо написано, что они были потрясены. Американцы все проехали, все изучали: и жизнь, и уклад, и экономику, – и были потрясены. Они сделали вывод, что эта страна неограниченных возможностей.
Россия развивалась, и падение ее не было связано с экономическими причинами. Как раз замечательное было соответствие – царская система создала, по-моему, максимально возможную степень для экономического роста. Частная инициатива прекрасно развивалась. Возникало такое количество компаний, причем, надо сказать, там были все: и татары, и евреи, и поляки, и кто угодно, бизнес сравнял всех, они все заседали в Петербурге, имели чины и звания, имели виллы и т.д. Россия начала выходить на мировой рынок, начались инвестиции, и уже возникали перед Первой мировой войной корпорации за границей, в которых принимал участие русский капитал. В 17-м во время войны, когда у западных стран была нехватка еды, Россия была единственной страной, где не ввели карточек, только на сахар. Все остальные продукты, а война шла три года, были доступны. Повсеместно карточки стало вводить Временное правительство.
То, что произошло 17 июля 1918 года, – это духовная катастрофа для России. Последний русский царь Николай II явил пример, как вести себя и каким быть правителем, при этом абсолютно благочестивым. Он был последним настоящим христианином среди пантеона европейских правителей. Он вообще был последним. С его уходом ушло великое чудо, которое называется Российская
православная империя.
Подготовил В.НИКОЛАЕВ
Б№29(544)2010
ФОТО – http://fotki.yandex.ru/users/more7007/view/136931/