Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 24.04.24
Святогорское бесстрашие

Павле РакаСвятогорское бесстрашие

 

Сербский философ и публицист Павле Рака несколько лет прожил на Святой Горе Афон. Но окончательно ко Христу он пришел позжечерез людей, в которых увидел подобие Божие. «Из-за этого так важно, – пишет сербский философ, – чтобы мы в себе развивали это подобие и через себя всему миру свидетельствовали Христа не тем, что говорим о Нем, а тем, что сияем изнутри». Сегодня мы публикуем фрагменты книги Павле Рака «Приближения к Афону».

 

Молчаниеключ к святогорской жизни. Великая тайна. Исихазм (молчальничество) – это и правило, одно из самых общепризнанных, поздневизантийского монашества, и путь духовной жизни.

Благотворное правило! Сколько же в жизни часов, дней и ночей я провел в бесконечных разговорах, когда все уже сказано, когда все мы уставали, не замечая, что повторяемся и блуждаем, тратя время, которое не остановилось, а, наоборот, мчится к утреннему похмелью. Сколько истинных слов, нужных и драгоценных, смог бы я услышать, если бы умел молчать. Если бы я, как этот строгий монах, смог бы стать невзыскательнее и к себе, и к другим.

 

+          +         +

 

Поскольку я хочу продолжать путешествие, а до обеда еще далеко, меня отводят на кухню, чтобы я не отправился в путь голодным. Монах средних лет подбрасывает дрова в плиту, на дальний ее конец, более холодный, ставит большую посудину, чистит, нарезает и бросает туда помидоры. Спрашивает, откуда я, как у нас люди живут, есть ли церкви, ходит ли туда народ и куда я сегодня собираюсь идти. Обычный святогорский разговор. Заканчиваю свой обед и только сейчас вижу вблизи его глаза: синие, глубокие, нежные. Замечаю, что уже в третий или четвертый раз обращается ко мне, называя «отцом». Первое мое впечатление оказалось обманчивым: он не только не принадлежит к безграмотным или полуграмотным Божиим слугам, он иеромонах и когда-то служил в соборе большого города. Заботлив и умен, внимательный собеседник.

«Никогда, – говорит он, – люди не стремились так к погибели, как сейчас. Гибнут сами и других тянут за собой в помрачение и тьму. Но Бог не скрыл от людей и утешениявеликой и благой вести. Возьми Евангелие и прочти, а здесь, на Святой Горе, помолись, поклонись святым, и ты вернешься в мир не с пустыми руками. Избегай людей, которые хвалятся своими духовными дарами. Есть между ними, даже и здесь, нетерпеливые хвастуны. А может ли таким быть Божий человек? Когда там тебе будет трудно, помолись. Нет лучшего утешения и вернейшей надежды. Смири свои мысли. Что еще, кроме покаяния и смирения, мы, грешные, можем сделать для себя? Кричать? Требовать? Нет в этом мира душевного. Единственный путь путь смирения, и он не пролегает через желания, какими бы скромными и легко исполнимыми они ни казались. Прости, что столько говорю, ты сам все это знаешь не хуже меня».

 

+          +         +

 

Примерно в сотне метров от берега монах, мой спутник, замечает словно три засечки на расплавленном серебре. Я узнал их в следующее мгновение: то приближаясь, то плавно отдаляясь, лениво выныривают блестящие спины прекрасных дельфинов... «Видишь, их всегда трое», – выразительно посмотрев на меня, обратил мое внимание один из обитателей полуострова, на котором ни днем ни ночью не прекращаются молитвы ко Святой Троице. Действительно, я очень часто встречал здесь эту троицу, оживляющую синие горизонты, соединяющую небо и землю своей ловкостью и искусством... Они торжественно вплывают в залив, на глазах монахов, вызывая восторг своей волей, силой, красотой и смирением. Движения их настолько точно организованы и так легки, что, ныряя и выпрыгивая из моря, их громадные тела почти не волнуют водяное зеркало. Тихо, как душа, покидающая тело, они уплывают в направлении сгущающейся тьмы.

 

+          +         +

 

В келье с провалившейся кры­шей, стены которой еще сопротивляются стихии, или в далекой пещере путник часто набредает на кости, тщательно сложенные, а может быть, затянутые паутиной, собранные в мешок, в пластиковый пакет или подвешенные к косяку. Это последняя память о прежних жителях. Каким-то чудесным образом эти кости не наводят на грустные мысли, а даже наоборот. Повсюду витающая смерть кажется как бы отсутствующей именно в силу своей нарочитой неприкрытости и повсеместности.

Афонское бесстрашие перед смертьюне что иное, как последовательно понятая и пережитая наука Христа о месте человека в мире. Христианин всегда в странствии, в промежутке, на пути к цели, находящейся по другую сторону жизни. Жизнь сама по себе, без этой потусторонней перспективы, ничтожна. Жизнь, ставшая самодостаточной, и есть та страшная «вторая смерть» смерть души, от которой нет спасения. Чтобы стяжать жизнь, вечную, монах, да и всякий христианин, должен сначала умереть для этого мира. Умереть на всю жизнь! И святогорец тем и занят: упорно и постоянно умирает для этого мира. Он умерщвляет страсти, хоронит пустые желания и праздные мечты. Только «смертью побеждается смерть».

В мире нехристианском, атеистическом, агностическом разум не способен объять эту перевернутую парадоксальную логику жизни и смерти. Животворная смерть, держание ума во аде все это для светского ума соблазн и безумие. Жизнь и смерть для атеиста и агностика обычно антиподы, непримиримые противники в борьбе, в которой всегда побеждает страшная смерть. Жизнь – это существование человека, а смерть неизбежно прерывает его. Жизньэто радость, наслаждение, энергия размножения, приобретения, творчество. Смерть – горе, уныние, увядание и уничтожение. Жизнь есть непрестанная борьба за поддержание самой жизни, смертьобессмысливание всех усилий. Смертьвысшая негативная ценность, расточение всего того, что представляло собой жизнь как самоцель. И еще многое и многое, что содержится  в примитивной бинарной оппозиции. Смерть есть насмешка над всеми человеческими усилиями, и человек никогда не будет в состоянии это вынести. Поэтому современный человек прогнал смерть из своих мыслей. Если он говорит о ней, то как о чем-то далеком и не имеющем к нему отношения.

Насколько же естественнее, и даже здоровее, эти кости в окошечках святогорских часовен. Они свидетельствуют о бесстрашии, о победе над смертью, о том, что сокровище, приобретенное в этой жизниесли оно действительно приобретено, – не погибает, не подлежит страшному уничтожению, но, как бесценная жемчужина мудрого торговца, всегда при нем. Святогорец может думать: «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победапотому что он знает о воскресении». Раз Богочеловек спускался во ад и связал смерть, то и всякий христианин может пойти за Ним, чтобы, умерев при жизни в отдалении от Бога, воскреснуть для жизни вечной с Богом. Об этом монахи не перестают говорить снова и снова. Быть мастером смерти, быть сильнее, чем она в миг ее прихода, чувствовать при этом не только покой, но и тихую внутреннюю радостьвот самый верный знак, что христианская жизнь удалась.

 

Подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Б№28(543)2010

ФОТО – http://www.pravoslavie.ru/smi/682.htm

тут справочник телефонов г чебоксары справочник телефонов г большой камень найти адреса домашний телефон по адресу казань справочник мобильных телефонов донецка справочник телефонов стерлитамак выкса справочник телефонов ссылка здесь узнать местонахождение справочник телефонов г липецка справочник справочник телефонов города лиски искать адрес по фамилии ссылка программа на телефон по поиску людей по номеру телефона справочник телефонный гродно 2012 смс перехватчик проверить поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных справочник телефонов по г астана краткий автомобильный справочник 1994 телефонная база данных уфа найти номер телефона в германии справочник телефонов ильичёвска краснодар найти найти номер телефона по фамилии в харькове узнать по адресу и фамилии домашний телефон ссылка ссылка екатеринбург справочник домашних телефонов справочник домашних телефонов города киров гомель телефонная база данных на сайте как по номеру телефона найти владельца база данных телефонов в туле телефон по адресу навашино на сайте адресно - телефонная база санкт-петербург ссылка поиск москва справочник телефонов города как определить местонахождение телефона по imei электронная база на сайте sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг