Византия. Россия. Запад.
Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря, –
известный церковный деятель, имеющий репутацию близкого к Кремлю человека
(сообщалось, что он является духовником В. Путина). Его документальный фильм «Гибель
империи. Византийский урок» вызвал широкий резонанс во всем мире. Это своего
рода фильм-предупреждение о том, чтобы Россия не повторила ошибок исчезнувшей
Византийской православной империи. Сегодня мы публикуем в сокращенном виде
перевод интервью архимандрита Тихона немецкому журналу «Шпигель».
– Какие цели вы преследовали, снимая ваш сенсационный фильм «Гибель империи. Византийский урок», в котором вы сравниваете Византию с современной Россией?
– Россия – это прямой потомок византийской традиции. Поэтому
наши проблемы так схожи – аналогично тому, как мои болезни генетически
связаны с болезнями моих родителей. Одна из таких болезней
– это коррупция. Она решающим образом способствовала распаду Византийской империи.
К тому моменту, когда западные рыцари отправились на завоевание Константинополя, коррупция достигла
такого размаха, что византийский флот был
бессовестно распродан византийскими генералами. На складах оставались только гнилые канаты. Еще одну параллель я вижу в искаженном национализме. Пока все жители Византийской
империи считали себя ромеями, среди них царило единство, и сила была на их стороне. Последующий раскол общества
на нации привел к катастрофе, и
империя распалась, потеряв окраинные
провинции. Нельзя допустить, чтобы то же произошло и с Россией.
– В вашем фильме вы рисуете Запад прямо-таки в черных тонах, рассказывая, что в Византии наступил упадок, потому что она не справилась с искушениями испорченного и вероломного
Запада. Но разве Византия потерпела поражение не из-за собственной слабости?
– Простите, но в фильме утверждается именно
то, что вы сказали.
Цитирую: «Нелепо говорить, что Запад был
виновен в неудачах и падении
Византии. Запад лишь преследовал свои
интересы, что вполне естественно.
Исторические поражения Византии происходили
тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась
их империя: верность Богу, Его вечным
законам, хранящимся в Православной
Церкви, и безбоязненная опора на свои внутренние традиции и силы».
– Вернемся к Западу.
–
На Западе не очень любят вспоминать, что в
период расцвета Византии Западная Европа
пребывала в самом печальном варварстве.
Конечно, на деревьях люди уже не
сидели, однако иначе как задворками
тогдашнюю Европу не назовешь. Константинополь был блестящим городом с населением в 500 тысяч человек. Для сравнения: Регенсбург,
крупнейший европейский город того времени,
насчитывал около 20 тысяч жителей.
В Константинополе были широкие проспекты, десятиэтажные дома с гидравлическими лифтами. Были водопровод, канализация.
А главным гигиеническим изобретением
Запада в то время были туфли на высоких
каблуках – чтобы не бродить по
щиколотку в фекалиях.
– Сегодня это иначе.
– Поверьте, что я с этим не порю. Но ведь мы говорили в
фильме не о сегодняшнем Западе с его «мерседесами» и «ауди». И не
о Бетховене или Бахе, а о варварском Западе в начале его культурной
истории. Некоторое время мы обсуждали, не включить
ли в наш фильм эпизод из документальной картины Би-Би-Си
«Крестовые походы», где не русский священник, а британский
профессор рассказывает, как крестоносцы отрезали у молодых
византийцев мягкие части тела, жарили их и поедали. А младенцев
поджаривали целиком. Но в
конце концов мы, конечно, убрали этот эпизод. Тогдашнее варварство
Запада – это всего лишь историческая
правда, и ее не обойти, когда мы говорим об этом
периоде истории Европы.
– Однако в вашем фильме Западу досталось не на шутку. Тем не менее
для многих русских
людей Запад – образец для
подражания, обладающий притягательной
силой.
– Большинство консервативно мыслящих людей в России
совсем не против западного опыта, просто его нужно переносить в Россию не путем слепого копирования, а как минимум творчески. Многие сегодня удивляются, почему российское
общество негативно относится к
западническим идеям. Да потому что есть
Запад и есть наши российские «западники». Почему мы косо смотрим на наших «либералов-реформаторов» 90-х
годов? Да, нужны были реформы, нужно
было применение западного опыта. Но наши реформаторы сделали это бездарно, неталантливо и пошло. И этого им, наверное, люди долго не простят.
– У нас сложилось впечатление, что в Москве рестораны заполнены
больше, чем храмы.
– Тот, кто сидит в ресторане, окружен завсегдатаями ресторанов.
Тот, кто стоит в церкви, видит множество верующих людей.
– Но в церкви мы большей частью видим стареньких бабушек.
– Нет-нет,
здесь вы заблуждаетесь. В храмы приходит очень много молодежи, в нашем храме, например, больше половины – люди до 40 лет.
– Вы требуете контроля над средствами массовой информации?
–
Я ничего не требую, я просто глубоко
убежден, что в России цензура нужна. Не всем это понравится, однако, быть может, не стоит стремиться понравиться всем. Цензура ни в коем случае не должна быть сплошной и распространяться
на искусство, политику или свободу слова. Однако пропаганда порнографии, педофилии, религиозной и расовой ненависти и тому подобного должна быть
запрещена. Ведь в Германии тоже
запрещена пропаганда фашизма.
– Допускаете ли вы, что
Папа Римский приедет в Москву с
визитом?
– Как простой священник, глядя со стороны, должен констатировать,
что особой нужды в такой встрече нет. И дай Бог, чтобы
у нас не возникло проблем, которые сделали бы обмен мнений
и диалог между Римским Папой и
Патриархом действительно необходимым.
– Значит, вы исключаете возможность их встречи?
– Вся
проблема в том, что Рим считает нас схизматиками, отступниками, которых
он хочет непременно возвратить в лоно
единственной истинной, с их точки зрения, католической Церкви.
Это признают и мои друзья-католики. Но представьте себе, что я бы пригласил вас к себе в монастырь с тайным, но фанатичным желанием заставить постричься в монашество, надеть рясу и назвать вас каким-нибудь ужасным
древним византийским именем.
– Мы правильно понимаем, что ради объединения Церквей Рим должен отказаться
от примата папы?
– Если мы в догматах вернемся к состоянию до 1054 г., до раскола Церкви, и папа
признает себя, как это и было раньше, лишь одним из епископов Церкви, таким же, как другие, проблем с его встречей с любым православным патриархом не будет и в помине. А уж если папа согласится, что он такой
же грешник, как и все люди, то
православные скажут: да, это наш
собрат.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№27(542)2010
ФОТО – http://www.taday.ru/text/356900.html