В осаде
После сообщения
в нашей газете о начале строительства в Пензе нового Спасского кафедрального
собора (старый, как известно, был взорван в ЗО-е годы
прошлого века) в редакцию позвонил житель города, весьма недовольный этим самым
строительством и переносом памятника Карлу Марксу на улицу его же имени (что
логично). Дискуссии по этому поводу с гражданином не получилось, его откровенно
раздражает все, что делает Русская Православная Церковь: «Кругом лезет!» По его
мнению, лучше бы «не лезла».
У редакции иная
точка зрения: потенциал нашей Церкви, увы, практически не востребован
современным российским обществом и в образовании, воспитании подрастающего
поколения, и в здравоохранении, и в социальной политике. Хотя с Богом и один в
поле воин! Эту библейскую истину подтверждает судьба простого православного
батюшки.
Во время беспорядков в
Киргизии (города Ош, Джалал-Абад и другие) пострадали тысячи человек, сотни
убитых, около двухсот тысяч беженцев-узбеков, которых под страхом смерти
изгоняют с родной земли.
В Джалал-Абаде настоятель
Успенского храма иерей Сергий Хоришко пытается
помогать отчаявшимся людям. Ездит по городу до наступления комендантского часа,
раздает муку, другие продукты питания своим прихожанам. В основном это пожилые
люди и старики. Те, кто помоложе, давно уехали из этих
краев в Россию. Оставшиеся находятся сейчас буквально
в бедственном положении – и морально, и материально. Из страха быть
ограбленными и убитыми они боятся выйти на улицу, тем более отправиться на
другой конец города к храму, У них нет ни еды, ни медикаментов, и отец Сергий,
как может, помогает им сам. Вместе с гуманитарным грузом он без всякой защиты
перемещается по городу, где продолжаются беспорядки. Днем еще не так опасно. Самое страшное начинается по
ночам. Вот что рассказывает в своей беседе с батюшкой сотрудник портала
«Милосердие. РУ».
Второй раз мы дозвонились
до отца Сергия уже поздно вечером. Он и матушка готовились к ночной обороне.
Вот-вот должны были прийти семьи узбеков-соседей, которые укрываются у них в
доме на ночь, после этого священник выпускает во двор собак, а сам отправляется
патрулировать улицы вокруг храма, чтобы предотвратить поджог. И так каждую
ночь. Силы и нервы на пределе. Вокруг храма узбекские дома, если полыхнет хотя бы один – выгорит весь квартал. Самым жутким
был один из понедельников. Тогда казалось, что катастрофы не миновать. На
улице, где стоит храм, появились погромщики – человек 20-30. Отец Сергий вышел
им навстречу один. Узбеков бы растерзали сразу. Русского священнослужителя
тронуть не посмели. На вопрос: вам не было страшно? Отвечает: нет, если нас
сожгут, мне просто уже нечего будет терять.
– Я кричал им: «Вы пришли
грабить? Ну что ж, грабьте, только не убивайте людей и не поджигайте дома!
Среди нападавших была молодежь – явно то ли под
наркотиками, толи под алкоголем. Погромщики, было, бросились на меня с руганью
и угрозами. Но в этой толпе были и старики, и я обратился к ним: «Куда же вы
смотрите? Я же священник, а если бы на моем месте был мулла, вы также дали бы
вашей молодежи на него напасть?»
Эти слова подействовали, и
старики остановили молодых. Несколько домов были разграблены, из дворов угнаны
машины, но поджигать, действительно, ничего не стали. Пока грабили, набежали
новые бандиты. Всего набралось человек 50. Убить тоже никого не убили: жители
этих домов заранее спрятались у священника. Один из домов удалось уберечь от
погрома обманом: отец Сергий сказал, что это русский дом, а хозяева сейчас
уехали (на самом деле это был дом узбеков, которые, не дыша от ужаса, лежали на
полу).
Жилища русских погромщики
не трогают. К России вообще, по словам отца Сергия, отношение особое: все – и
простые киргизы, и простые узбеки – надеются, что придут российские миротворцы.
Надеется на это и отец Сергий. Он считает, что только нейтральные силы смогут
остановить беспредел, охвативший город. Киргизские
вооруженные силы не решаются стрелять в своих же. Хотя
приказ стрелять на поражение в случае малейших беспорядков был отдан. В
результате в большинстве случаев военные лишь смотрят на творящиеся бесчинства,
но активно не вмешиваются. Многое, как говорит отец Сергий, указывает на то,
что грабители и погромщики люди пришлые, возможно, жители каких-то горных
деревень, но не джалалабадцы. Кто-то их натравливает,
указывая на примерное расположение узбекских кварталов, но точных сведений, где чей дом, у них нет.
Джалалабадцы всех национальностей дико
измотаны тем, что происходит в городе. И никому из них
эта война не нужна, считает настоятель единственного здесь православного храма.
В городе нет еды и лекарств. Продуктовые рынки не работают, аптеки закрыты.
Гуманитарная помощь государства была небольшой – на каждого пришлось примерно
по полкило муки. То, что отец Сергий развозит сейчас по своим прихожанам и
раздает нуждающимся, передали ему лично киргизские коммерсанты. Они точно так
же хотят мира, как все нормальные люди, говорит священник. Передали киргизы не
так мало: ему удается выделить из этих запасов по 3 – 4 кг муки каждому из своих
стариков, а кроме того, матушка ежедневно готовит по 10 – 15 порций еды и
кормит нуждающихся и соседей. Отец Сергий очень ждет приезда сестер милосердия
и гуманитарного груза из Москвы, чтобы помогать своим престарелым прихожанам, а
также – раненым и больным горожанам.
Пока мы разговаривали, по
стационарному телефону непрерывно шли звонки, матушка принимала телефонограммы
и передавала их отцу Сергию. Звонили узбеки, спрашивали, можно ли прийти на
ночлег, поступали сообщения о новых поджогах.
– Все. Началось, – говорит
отец Сергий устало. В это время слышатся выстрелы.
– Вы слышите? Здесь война
и мы в эпицентре. Только бы не подожгли. Мне пора. Матушка, выпускайте собак!
Ох, чувствую, страшная будет ночь. Просим ваших молитв!
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№26(541)2010
ФОТО – http://www.newsru.com/world/22mar2005/akaef.html