Притупление стыда
Внешний вид, одежда
имеют очень важное значение для духовного здоровья
христианина. Об этом предупреждает известный православный богослов и писатель архимандрит
Рафаил (Калерин).
В Патерике содержится рассказ о том,
как старый монах, придя из пустыни в город, увидел молодого инока, выходящего
из общественной бани. Старец отвел его в сторону и стал увещевать, что такая
вольность может окончиться тяжелым греховным падением. Молодой монах дерзко
ответил: «Для тех, кто стяжал чистоту сердца, все чисто». Старец вздохнул и
сказал про себя: «Я многие годы, находясь в пустыне, не смог стяжать чистоту
сердца. А этот юнец, шатающийся по баням и рынкам, думает, что достиг
бесстрастия». Через некоторое время опасение старца сбылось: юный монах был
пойман на любодеянии с женой градоначальника и подвергнут суровому наказанию, а
из-за него на пустынников легло пятно позора.
Некоторые христиане, предаваясь
нецеломудренным развлечениям, утверждают, что они при этом не испытывают
никакой страсти. Такие, уверения или ложь, или самообман. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что иногда диавол
на время отходит от человека, чтобы тот потерял осторожность, считая, что уже
победил грех; так лиса притворяется мертвой, чтобы птица села на ее голову,
думая, что это труп, который можно поклевать, а затем, внезапно вскочив,
хватает свою добычу.
Мы говорили о том, что содержание и
форма тесно связаны друг с другом: изменение содержания должно изменить форму,
а ломка формы изменяет содержание. В этом отношении одежда является необходимым
атрибутом человеческой нравственности. В Библии написано, что после
грехопадения нагота праотцов вызвала у них чувство
страстности, и поэтому Бог дал им первое одеяние, сшитое из шкур животных.
Несколько отвлекаясь в сторону, мы должны сказать, что Адам и Ева до
грехопадения не были нагими в нашем понимании этого слова. Их окружала
благодать Божия как ослепительный свет; они носили одеяние, словно сшитое из
этого искрящегося и переливающегося света. Из всех существ, обитавших в Эдеме,
из всех цветов, процветающих в нем, самым прекрасным был человек в благодати
Божией. При воскресении мертвые люди также не восстанут нагими: праведники
будут сиять словно солнце, окруженные нимбом лучей, а грешники воскреснут в
темных одеяниях, подобных их грехам, воскреснут в вечном трауре.
Революция в области морали вызвала
революцию в одежде. Появились новые моды. Если для христиан одно из назначений
одежды – предохранить себя и других от соблазнов, то новые моды преимущественно
имеют противоположную цель: обратить внимание на тело человека и вызвать
чувство похоти. Те, кто ходят полунагими и уверяют при этом, что не чувствуют
страсти, лгут сами себе. Они подобны пьяному, который уверяет, что он трезв –
это земля качается под его ногами. Когда притупляется стыд, то отходит
благодать, страсть становится постоянным состоянием человека, и он уже не видит
ее, как рыба не видит воды, в которой плавает.
На иконах ангелы изображены в
длинных белых одеяниях, а демон нагим, черным как уголь, что означает
совершенную потерю благодати. Особенно недопустимо стоять полуголым в храме
перед лицом Бога. В Библии сказано, что священник должен носить длинные одежды,
скрывающие его тело так, чтобы, поднимаясь по ступеням жертвенника для
священнодействия, он нечаянно не приоткрыл бы своей наготы и этим не оскорбил
Бога. Апостол Павел повелевает женщинам носить на голове покрывало: для
незамужней – это знак девства, а для замужней – верности и покорности супругу.
По законам того времени рабыни и блудницы должны были ходить с обнаженной
головой. Апостол пишет, чтобы женщина носила покров ради ангела.
Ангел-хранитель приближается к целомудренным и
соединяет с их молитвой свою молитву; а к человеку, соблазняющему других, ангел
не может приблизиться, как голубь – к дыму костра.
Святой Иоанн Златоуст порицает
женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают
волосы, мажут красками лицо. Такая женщина думает не о покаянии в грехах, а о
том, чтобы даже в храме вызвать восхищение мужчин и зависть женщин. Вместе с
этим Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рваные нищенские
одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом. Святитель
отзывается с похвалой о своей духовной дочери Олимпиаде за то, что она
одевалась просто и скромно, чтобы не выделяться из народа.
Особенно возмутительно, когда
женщина с накрашенными губами целует иконы, оставляя на них красные пятна, или
подходит к Святому Причастию и краска с ее губ, попадая на лжицу,
смешивается с Кровью Христовой. Одежда должна отвечать полу, возрасту и месту,
а главное – христианскому самосознанию.
В последнее время у женщин стало
обычаем надевать мужскую одежду, которая плотно облегает тело. Они считают это
красивым, удобным и модным. Но здесь присутствует нечто другое: показать
контуры своего тела, как бы графическое изображение собственной фигуры.
Перемена одежды с женской на мужскую, а у мужчин
завивка волос и крашение губ являются потерей чувства своего пола, психическим
сдвигом, а нередко выражением извращенного чувства.
Один пожилой человек рассказывал
мне, как в его детстве устроили маскарад. Родители готовили для своих детей
необычайные одежды. Одного одели индейцем, другому сделали маску медведя, а его
нарядили в длинное женское платье, покрасили губы, почернили ресницы и так
приготовили к маскараду. И он вспоминал, что неожиданно почувствовал себя
женщиной, и в его душе проснулись какие-то необычайные похотливые чувства.
Никогда, ни до, ни после этого, ничего подобного с ним не случалось. Это было
живое ощущение перемены пола у ребенка.
В настоящее время, параллельно с
переменой одежды, все более распространяются извращенные сексуальные отношения,
которые подобно цунами затопили землю. Теперь убеждают людей, что извращения
естественны, так как зависят от гормональной системы. Но Мертвое море, ставшее
могилой содомлян с их гормональной системой, является
вечным, неразрушимым памятником того, как мерзок пред Богом этот грех. Содом
был испепелен огнем, сошедшим с неба; его руины поглотило море, а долина вокруг
него превратилась в солончак, где в течение трех тысяч лет не росли деревья, не
строились города и селения, бедуины не пасли стада овец и
даже рыба не могла жить в водах Мертвого моря.
В Библии имеется грозное наказание,
подобное проклятию, мужчин, надевающих женскую одежду, и женщин, носящих
мужскую.
Целомудрие – это всеобъемлющая
заповедь. Оно должно быть внутренним состоянием человека и проявляться во внешнем. Христианин должен быть целомудренным и при людях, и
наедине. Без целомудрия невозможно стяжание благодати, а без благодати –
радость на земле и вечное спасение на небе.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№23(538)2010
ФОТО – http://orthodoxrus.narod.ru/bible/dore/v_izg.htm