Школа
вечной жизни
23 мая – День
Святой Троицы. Пятидесятница
На пятидесятый день после Пасхи, Воскресения Иисуса
Христа, на Его апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков. После чего
апостолы стали говорить на разных языках и смогли распространять учение Христа
разным народам. С явлением Святого Духа людям открылось во всей полноте
Таинство Святой Троицы. В один только этот день в Иерусалиме во Христа
уверовали три тысячи человек. Троицын день считается днем рождения Христовой
Церкви.
От первых
веков христианства дошло до нас предание о том, как некий человек просил у Бога
откровения о вечной жизни праведных людей в раю. И вот после того как он много
молился и постился, ночью в видении явилась ему старица (пожилая женщина), она
позвала этого человека за собой.
И вот в
видении ему представляется, что он с этой старицей находится в поле. Женщина,
поднимая какой-то блестящий жезл, сказала: «Видишь ли
большую работу?» Человек, желавший откровений, отвечал: «Госпожа, ничего не
вижу». – «Как, неужели не видишь против себя великой башни, которая на водах
строится из блестящих квадратных камней?» Действительно, строилась квадратная
башня шестью световидными юношами. Многие тысячи
других мужчин приносили камни. Камни для постройки доставлялись из водной
глубины. Когда юношам подавали камни, то они клали в стену лишь те из них, что
были гладки и спайками своими хорошо приходились к другим камням, и так плотно
прикладывались один к другому, что соединения их нельзя было заметить. Таким
образом, здание башни казалось построенным как будто из одного камня. Из прочих
камней одни были откладываемы, некоторые были рассекаемы и отбрасываемы далеко
от башни, такие камни не годились для здания, потому, что некоторые из них были
плоховаты, другие с трещинами и выступами. Отброшенные камни скатывались, одни
– в пустынное место, другие падали в огонь, иные же, упав близ воды, стремились
попасть в нее, но не могли. Старица сказала человеку, взиравшему на это
действо: «Башня, которую ты видишь строящейся, – это Церковь».
Теперь
давайте отвлечемся от древнего предания и обратим внимание на то, что у слова
«церковь» есть два значения. Во-первых, это слово означает молитвенное здание,
в котором собираются верующие люди для того, чтобы участвовать в богослужении.
Это привычное значение слова «церковь». Но есть у этого слова и еще одно важное значение: церковь – это сами верующие люди, любящие
Бога и друг друга и исповедующие одну веру. В данный момент эти люди могут и не
находиться в молитвенном здании, они могут трудиться в поле или поехать на
экскурсию, могут быть даже в разных местах, но все вместе они – церковь.
Пока
христиане живут земной жизнью, стремясь к Богу молитвой, соединяются с Ним в
таинствах Крещения, Покаяния, Причастия, трудятся над выполнением Божьих
заповедей, они составляют ЦЕРКОВЬ ЗЕМНУЮ. Люди же, достигшие рая, вечной жизни,
образуют ЦЕРКОВЬ НЕБЕСНУЮ. Итак, молитвенное здание строится из камней, а
церковь земная и Церковь Небесная строятся из людей. «Вы камни живые, устрояйте из себя дом духовный», – пишет христианам апостол
Петр. В здании камни соединяются, связуются в единое
целое цементом, в церкви же люди соединяются друг с другом любовью.
Строительство башни, показанное в откровении, символически, таинственно,
изображает создание в вечном духовном мире райского общества спасенных
праведных людей, создание Небесной Церкви.
Бог создал
людей для того, чтобы мы любили друг друга так сильно, чтобы каждый чувствовал
всех и понимал всех, как самого себя. Но, по своей воле выбрав грех,
человечество позволило дьяволу разделить, раздробить себя. Мы разделены
эгоизмом, гордыней, завистью, злобой. Ссоры, язвительность, укоры, скандалы,
обманы, драки как трещины разбегаются по телу человечества, которое должно быть
единым. Грехи и страсти подобны болезням, которые изнутри раздирают организм,
порождают в человечестве множество конфликтов, противоборств. Душа каждого
земного человека подобна камню, поверхность которого усеяна шипами, эти шипы и
есть наши грехи, наши страсти, они не дают людям сблизиться, монолитно
соединиться в любви, понимании, общении.
Люди
верующие, посещающие церковь, также не свободны от грехов. Они также
отталкиваются друг от друга шипами тщеславия, гордыни, между ними также
пробегают трещины несогласия, вражды, споров. Но ЗЕМНАЯ ЦЕРКОВЬ – МЕСТО
ОБТОЧКИ, ОГРАНКИ И ШЛИФОВКИ ЖИВЫХ КАМНЕЙ. Шипы страстей и грехов удаляются в
таинстве Покаяния. В общении друг с другом, в стремлении выполнить заповеди
Христовы христиане учатся любить, прощать, терпеть, смиряться, понимать друг
друга. И таким образом, постепенно стачиваются выступы и шипы, мешающие
соединению в Небесной Церкви.
Итак, церковь
земная служит для того, чтобы готовить «живые камни» – людей – для спасения в
Церкви Небесной.
В раю
человеческая душа приобретет светлое, праведное состояние, первоначально
задуманное Богом. И такие души составят единого соборного Человека, Человека
нераздельного, ибо так сильна любовь райских людей друг к другу, но и Человека неслиянного, потому что каждый человек останется особенным,
неповторимым. А помните, про Бога Пресвятую Троицу сказано в учении
православной Церкви, что Троица нераздельна и неслиянна.
И вот большой соборный Человек, Небесная Церковь, то есть все райские люди,
приобретают эти черты: нераздельность и неслиянность,
и, таким образом, общему Человеку возвращается богоподобие,
с которым люди были созданы и которое они утратили, впав в грех.
Обратите
внимание: камни для башни доставали из воды. Это означает таинство Крещения,
без него невозможно войти в вечную жизнь. Но и те из камней, что вынуты из
воды, не все были взяты в стену, многие из камней были отброшены. И не всякий
крещеный, посещающий церковь человек, войдет в Небесную Церковь. Часто
приходится слышать: «И что толку ходить в Церковь? Вот бабушка со службы идет,
а села в автобус – толкается, шумит, ссорится!»
Что ж,
возможно, этот камень, который будет отброшен, и не войдет в Небесную Церковь.
Но, тем не менее, соединение с истинной Церковью на земле в таинствах, особенно же в таинствах Крещения, Покаяния, Причастия,
является необходимым условием вхождения в жизнь вечную. Но конечно, необходимо
также, чтобы в этих таинствах, так же, как и в молитвах, и в отношениях с
людьми, происходило сознательное преобразование человеческой души. Пропитанной
страстями, смертью, в душу, наполненную светом, истиной, жизнью. Отбрасываются
те, кто выполнял формальную сторону, но не пожелал расстаться с выступами,
шипами своей души. Каждому из нас не надо указывать на других, а необходимо
задуматься: «Буду ли я взят в это святое единство общей радости, любви или буду
отброшен в огонь вечный?»
Подготовил
В.НИКОЛАЕВ.
Б№21(536)2010
ФОТО – http://www.sevastopol.su/arch_view.php?id=12694