Война и поп
В жизни бывают
ситуации, когда сложно, если вообще возможно, быть нейтральным, когда не
понимают ни «свои», ни «чужие», и виноват ты будешь и перед первыми, и перед
вторыми.
Именно в такой ситуации в годы войны
оказались священники Псковской православной миссии. С августа 1941 года по
февраль 1944-го они возрождали церковную жизнь на оккупированной немцами
территории от Пскова до Ленинграда, помогали голодающим, беженцам,
военнопленным, которые никому не были нужны. В то страшное время православные
батюшки избрали единственный правильный путь – путь Христа, когда опорой и
путеводной звездой человека становятся вера и любовь к ближнему.
Пусть даже за эту любовь практически все батюшки затем оказались в советских
концлагерях.
Об этой малоизученной странице
истории Великой Отечественной войны рассказывается в вышедшем недавно на экраны
страны фильме «Поп». В основе его лежит реальная история священника Алексея Ионова (см. фото), который после лагерей окончил жизнь в
эмиграции, где и написал свои воспоминания. О Псковской православной миссии, о работе над фильмом рассказал его
режиссер Владимир Иванович Хотиненко.
– История Псковской миссии – драма
невероятная, поскольку священники, ставшие исполнять священнический и
человеческий долг на оккупированной территории, для кого-то были предателями...
Ведь именно немцы поначалу помогали открывать храмы, восстанавливать их из
клубов и складов, а люди, бывало, сами отыскивали какого-нибудь старого
батюшку, который давно был на покое, приводили его в восстанавливаемый храм – и
церковь оживала!
Мы же сегодня, к сожалению, ничего
не знаем про оккупацию. Про героическое сопротивление мы, конечно, знаем, а про
безнадежную жизнь «под немцами» – ничего. У этих людей на оккупированной
территории, которые оказались фактически брошенными, а их было, по разным
данным, от 50 до 70 миллионов человек, единственная опора, которая могла их
поддержать, была в Боге и в Церкви, где они могли быть рядом, вместе помолиться
и укрепиться в окружавшем их неведении, в ожидании лучшего. «Народу нашему под
немцами и так худо, – говорил глава миссии митрополит Сергий.– Неужели мы
оставим его без Божиего благословения». Это нам сейчас
легко рассуждать, а каково было им, когда они видели толпы плененных,
бегущую армию? Отсутствие информации, полная неизвестность, кто кого победит...
Я уже не говорю о военнопленных –
Сталин ведь проклял их. Им никто не мог помочь – не имел права. Трудно даже на
секунду представить масштаб того бедствия, особенно первых двух лет, что там
творилось... Причем, по сохранившимся свидетельствам
очевидцев, фашистские концлагеря на оккупированной территории нашей страны были
пострашнее самого Бухенвальда. Зимой в открытом поле
огораживалось некое пространство, и люди умирали там тысячами: гибли от голода,
замерзали. Вот этим людям и помогали священники Псковской миссии, привозили
кое-какую одежду, продовольствие. Конечно, иногда и местные крестьяне пытались что-то
сделать для пленных, но систематическую помощь оказывала только Церковь. Кроме
того, митрополит Сергий сумел договориться
с немцами, и ему позволили забрать самых слабеньких и больных детей из лагеря
Саласпилс, у которых отбирали кровь для немецких солдат в госпиталях.
В фильме главный герой отец Андрей
(в исполнении Сергея Маковецкого) помогал партизанам, страждущим, снабжал
одеждой и продовольствием узников концлагеря, спас, усыновив, девочку-еврейку,
а после усыновил еще 8 детей. Он отдавал свою любовь всем, и в этом нашел
главную миссию своей жизни.
Тут еще есть момент, на который не
все обращают внимание. И на который нельзя закрывать глаза.
Может, благодаря этим процессам на оккупированной территории с открытием
храмов, конечно, не только им, но и им в том числе, Сталин прекратил гонения на
Церковь, а в 1943 году по его инициативе был избран патриарх. А до этого в 1941
году праздновали Пасху, был ночной крестный ход в Москве.
Когда же на Псковщину
пришла Красная Армия, тех, кого немцы не арестовали, арестовали наши. Слава
Богу, священников уже не расстреливали, а отправляли в лагеря, где они сидели
долго, минимум по десять лет. Они выходили позже, чем другие наши политзаключенные.
Вот эта трагедия людей, оказавшихся между молотом и наковальней, меня потрясла
и побудила создать фильм.
...Я крестился тогда, когда нельзя
было это делать, – 30 лет тому назад. Но для меня этот фильм – очень личный
опыт, очень личное потрясение. И работа над этой картиной совершенно укрепила
меня в православной вере. Мне вообще интересны верующие люди. Именно тем, что
они волей или неволей борются со злом. Даже не думая над этим. Но, несмотря на то что они со злом борются, это не означает, что они от
него защищены. Иногда они еще более искушаемы. Тем не менее, в верующих людей
труднее поселить зло. Вот этим они мне и интересны.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ. (По материалам СМИ).
Б№20(535)2010