ФОТО – Куликово поле. http://gf96-russtyle.livejournal.com/
Бессмертная армия
Подвигу нашего народа, нашей армии, которую генерал
Шарль де Голль назвал «бессмертной русской
армией», в Великой Отечественной войне
было посвящено выступление писателя Валентина
Распутина на IX
Всемирном Русском Соборе, которое мы публикуем
в сокращенном варианте в преддверии праздника
Победы.
Начну с печальных и мудрых слов И.А. Ильина: «Народы не выбирают себе своих жребиев, каждый приемлет свое бремя и свое задание свыше. Так получили и мы, русские, наше бремя и наше задание. И это бремя превратило всю
нашу историю вшивую трагедию жертвы; и вся жизнь нашего народа стала самоотверженным служением, непрерывным и часто непосильным... И как часто другие народы спасались нашими жертвами
и безмолвно и безвозвратно принимали наше великое служение... с тем, чтобы потом горделиво говорить о нас как о «некультурном народе» или «низшей расе».
Эти слова были сказаны еще за пятнадцать лет до Великой Отечественной.
И сказаны были не откуда-нибудь, а
из Германии, где И.А. Ильин жил тогда в
эмиграции. И прозвучали они удивительно
зорким прорицанием новой «трагедии
жертвы» и нового ее непонимания и
извращения. С. Соловьев насчитал на Руси с 1240 г. по 1462
г. двести войн и нашествий.
С XIV в. по XX
в. – 329 лет войны. Две трети истории –
в сражениях.
С поля Куликова вернулась только десятая часть
ратников Дмитриева войска, вся Русь оглашалась стенаниями, некому было засевать поля, но некому было в первые
десятилетия и Русь засевать новыми поколениями. Какой еще народ мог выдержать такое и снова и снова находить силы для возрождения?!
XX век не стал исключением: японская война, Первая мировая, гражданская, финская, Халхин-Гол и, наконец, Великая Отечественная, самая жестокая за всю историю России, взявшая самую обильную смертную дань, оставившая после себя вконец израненное и измученное
тело страны. Никогда еще так грозно не подступал вопрос: быть или не быть
России? И никогда еще не бывало, чтобы так
долго кровоточили раны и
чтобы спустя шестьдесят лет после Победы приходилось с горьким сердцем
признавать, что полноценной замены погибшим так и не произошло.
Эти два события – поле Куликово и
Отечественная война, разделенные более чем полутысячелетием, невольно в нашем представлении
возвышаются над Россией огромными
скорбными курганами. Но они встают
рядом еще и потому, что там и там
вместе с огневым и разящим
оружием" не в меньшей
степени действовало оружие духовное, скреплявшее защитников Отечества в единую
плоть и единый дух, в цельную
неодолимую преграду. Они становятся
рядом, эти два события, вопреки
всему, что их разделяет, еще и потому,
что промыслительно для того и другого выпало выгодное время: в первом случае уже произошло сцепление народа, во втором – еще не случилось его
расцепления. На поле Куликово под
водительством двух вождей – князя
Дмитрия и Преподобного Сергия
Радонежского – впервые вышла объединенная Святая Русь, там, в ночи рабства, беспрестанно продолжалась тонкая душетканая
работа собирания русичей
с помощью Иисусовой молитвы в единый народ.
Русь возродилась еще до победной битвы,
на поле Куликово она шла скрепленной в
сыновнем и братском родстве – и как сыны Земли Русской, и как братья во Христе.
И самоотверженное воодушевление
Дмитриевой дружины было таково, что сколько бы ни запросила победа, столько и положили бы к ее стопам. «С радостью умирали» –
всегда мне казалось сомнительным и
даже фальшивым это выражение. Но в решительных схватках, когда к смерти и готовились, и не чаяли остаться в живых, это было воинское правило –
«чтобы не имать после поражения сраму».
Отечественная война началась через двадцать лет после революции и гражданской войны, после исхода с Родины той части верноподданных
России, которая не приняла революцию и сражалась против нее, после жестокого богоборчества и силового наведения нового порядка. Новая Россия (СССР) еще не оправилась ни от разрухи, ни от разброда. Двадцать лет для переворотных событий подобного рода – срок немалый, но народную душу, столетиями воспитанную в незыблемых нравственных и духовных правилах, в
почитании органической, судьбой данной Родины, в такие годы искалечить трудно. «Родина-мать» – это
прежде всего было в сердцах, а уж потом зазвучало громко и пропагандно. Русский человек оставался православным – в какие-то двадцать лет душа народная в модные одежды не переодевается. Он весь был пронизан, несмотря на новые веяния, дыханием тысячелетней России, он сам был ее дыханием, будучи частицей ее тела.
И еще одно, бывшее порукой Победы в Великой Отечественной: Россия тогда оставалась еще крестьянской страной, а нет вернее, крепче и умелей защитника Отечества, чем сын крестьянский, который по духовному своему устройству есть повторение России. А когда крестьянские дети вынуждены были
еще и становиться военачальниками, когда в помощь им были призваны на фронт великие Александр Невский и Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов и Федор Ушаков. А они, в свою очередь, потребовали, чтобы тревожный бой церковных колоколов разбудил и привел на поля сражений их испытанных
ратников, не знавших другого исхода боя, кроме победы. Когда запасными полками подошли они и встали рядом – вся тысячелетняя Русь из
глубин своих поднялась наверх, подобно чаемому граду Китежу, и обрела зримые очертания. После этого в
победе сомневаться не приходилось.
Жертвенная,
как всегда, в этот раз жертвенная в
тысячекратном увеличении, доставшаяся в
таких невзгодах, каких никогда не бывало, и
от этого еще более дорогая, впаянная в сердца фронтовиков и всех ее современников, – она сегодня должна быть впаяна в
сердце каждого, кто сознает Россию своим Отечеством. Мы празднуем эту Великую Победу, чтобы под ее златым омофором призвать в единый строй былых защитников Отечества, как не
однажды в скорбные времена призывались павшие дотоле для совместного спасения России.
Чем добывалась Победа в таких судьбоносных схватках, как поле Куликово и Великая Отечественная? Прежде всего, самоотверженностью, когда тебя, как индивида, имеющего право на завтрашнюю жизнь, словно бы и нет, а есть мгновение, которое сильнее тебя и в которое ты или успеешь или не успеешь сделать спасительный для победы
рывок, и невидимые крылья подхватят тебя и вознесут в строй бессмертных: «да славится в
нас Воскресение Христово!»
Подготовил
В. НИКОЛАЕВ.
Б№19(534)2010