Живые и мертвые
Существует старая
истина: народ, не помнящий своего прошлого, будет лишен и своего будущего. Он
просто перестанет существовать. Именно, исходя из этой истины, общество
пытается сохранить свою историческую память.
Вот и в Пензе на Месте уничтоженного
в 1934 году богоборческой властью Спасского кафедрального собора возведут новый
собор. Тем самым будет восстановлена и историческая справедливость, ведь
взорванный собор был главной святыней города, и увековечена память героев
прошлого, поскольку собор был своеобразным мемориалом воинам - пензенцам, погибшим в Отечественной войне 1812 года.
Как известно, в июне.1812 года
600-тысячная армия Наполеона без объявления войны вторглась на территорию
России, значительные военные силы которой были сосредоточены на южных границах
страны, где существовала реальная опасность начала войны с Турцией. В
результате сложилась критическая обстановка, и возникла реальная угроза
оккупации России французской армией. Именно в этой чрезвычайной ситуации
император Александр I издает Манифест о защите Отечества, согласно которому в
губернских городах, в том числе и Пензе, всего за 1 – 2 месяца были созданы
части народного ополчения. Вместе с русскими, украинцами, белорусами за оружие
взялись татары, башкиры, мордва, удмурты, калмыки и другие народы. «Все племена
неизмеримой Российской империи, – писал очевидец событий А.И. Михайловский, –
слились в одну душу и, невзирая на различие нравов, обычаев, климата, наречия,
веры, доказали, что все они по чувствам родные между собою».
Основу народного ополчения
составляли крепостные крестьяне (это и понятно, ведь больше 90 процентов
населения страны были крестьянами), а также ремесленники, мещане, духовенство,
интеллигенция. Командовали ополченцами отставные офицеры. Пензенское ополчение
насчитывало около 14 тысяч человек: 3 пехотных полка, 1 конный и 1
артиллерийская команда. Кроме того, пензенцы
отправили для нужд фронта 4800 пудов сухарей, 4250 пудов гречневой крупы, 10
000 пудов овса, 2600 волов, собрали 2,5 миллиона рублей (по тем временам
огромную сумму денег). После изгнания французской армии пензенские ополченцы
приняли участие и в заграничном походе нашей армии. Однако «далась победа
нелегко»: свыше 2000 воинов - пензенцев отдали свои
жизни за спасение Родины, еще 500 умерли от ран и болезней в госпиталях.
Теперь только Богу ведомо, в каком
бою и где сложили они свои головы, похоронок в те годы не присылали... И, тем
не менее, имена многих из них были занесены на скрижали истории: списки
погибших воинов были высечены на стенах кафедральных соборов губернских
городов, дабы, по слову императора, повелевшего увековечить славные имена,
«курилось пред святым престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов
вместе с любовью и подражанием к делам их предков». Помимо этого в Пензенском
кафедральном соборе до последнего дня его существования хранились все флаги и
другие атрибуты пензенского ополчения, а также ополчения 1855 года,
участвовавшего в Крымской войне. Нельзя забывать и о том, что белоснежный
величественный собор был украшением Пензы, венчавшим центральную улицу
Московскую. С ним связаны многие события истории нашего края.
В 1931 году по требованию
крайисполкома с храма сняли кресты и колокола. Вот как вспоминает об этом
очевидец событий В.Н. Попов, создатель и руководитель Пензенского оркестра
народных инструментов (к сожалению, уже ушедший из жизни), в своей книге «Виды
старой Пензы (подаренной автору этих строк): «Солнечное летнее утро. Соборная
площадь запружена. Шум, крики, ругань. Слышен женский плач. Конные милиционеры
оттесняют народ с площади. Возле собора лежит поверженный с колокольни огромный
белый, окованный металлом шпиль с врывшимся в мостовую золоченым крестом.
Рабочие разбивают шпиль кувалдами, готовя его к вывозу».
А в 1934 году было принято решение об
окончательном уничтожении исторической и православной святыни. После неудачных
попыток разбить собор стенобитной машиной (святые стены так и не поддались
ударам огромного металлического шара) его взорвали. При разборе завалов погиб
один из рабочих...
Вот такая печальная история. Грустно
еще и потому, что в Пензе находятся люди, которым не по душе строительство
нового собора, для них важнее памятник Карлу Марксу, и вообще, по их мнению,
надо бы провести соцопрос населения (хотя, когда взрывали собор, соцопрос не
проводили). Что ж, можно понять чувства почитателей автора «Капитала», чей бюст
будет перенесен на улицу его же имени. И все-таки перенесен, а не раздолбан кувалдами, не взорван, как Спасский собор!
Уместно при этом вспомнить слова русского философа Семена Франка: «При
важнейших референдумах о судьбах России надо бы опрашивать не только живых, но
и усопших – тех, кто Россию собирал и строил». Строили и собирали Россию не
только после 1917 года и не только те, кто жил после установки памятника Марксу
на месте взорванного собора. Но и те, кто не только строил, но и сражался за
свою родину и в ополчении 1612 года, и в ополчении 1812 года, и в ополчении
1941-го... Недавно по телевидению показали сюжет о том, как в одном из
российских городов группа пьяных юнцов устроила ночью «гульбище» на мемориале
воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Эти юнцы сами снимали себя
«на видео», горланя пьяные песни и глумясь над Вечным
огнем. Сюжет этот возмутил и оскорбил чувства миллионов россиян. Но почему же кое-кто из нас столь холоден к чувствам и подвигу
тех, кто жил в более отдаленные времена?
Нельзя забывать, что обе Великие
Победы (и в 1812 году, и в 1941 – 1945-м) – это равнозначные символы мощи и
величия России, единства наших народов, их решимости и способности в любых
условиях отстоять честь, свободу и независимость.
Скоро мы будем отмечать 350-летие
Пензы, не за горами и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Новый
Спасский собор станет лучшим памятником и символом нашей исторической памяти в
ознаменование этих двух славных дат. Он вновь на прежнем месте (!) станет
сердцем и украшением нашего богохранимого града
Пензы. А мы – потомки и тех, кто защитил Россию в 1812 году, и тех, кто, увы, в
духовном помрачении крушил святые стены – тем самым исправим, наконец, ошибки
прошлого.
Негоже, не по-людски проявлять по
этому поводу недовольство.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№18(533)2010
ФОТО – http://www.skmg.ru/news/detail.php?nid=336