Город вечно живых
Строки из
бесед святителя Николая Сербского (Велимировича)
Пасха, Воскресение
Христово, – победа над смертью. Это единственная победа, коей могут радоваться
все человеческие существа. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет
людей.
Когда один царь земной
одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит. Когда
Тамерлан победил султана Баязида, он посадил
последнего в железную клетку и пред клеткою устроил празднество и пир. Вся его
радость состояла в злорадстве; его злоба служила пищею
его веселью. О, братия, какою же краткою радостью бывает злорадство!
О, какою ядовитою пищей веселью является злоба! Когда король Стефан Дечанский победил короля болгарского, он не хотел ни
вторгаться в болгарские земли, ни порабощать болгарский народ, но с поля битвы
направился в уединенную келью, чтобы поститься и молиться Богу.
Кто не возрадуется победе
Господа Иисуса Христа? Се, Он победил не ради Себя, но ради нас. Его победа не
сделала Его ни более великим, ни более живым, ни более богатым; но сделала
таковыми нас. Его победа не себялюбие, а любовь, не похищение, а дар. Земные
победители вырывают победу; Христос – единственный, Кто победу отдает. Ни один
земной победитель, царь или воевода, не желает, чтобы его победу отделяли от
него и приписывали другому; только воскресший Господь обеими руками протягивает Свою победу каждому из нас и не гневается, но радуется,
когда Его победа делает нас победителями, то есть более великими, живыми и
богатыми, чем мы являемся.
Земные победы, если на них
смотреть издалека, выглядят красивее, вблизи же они более уродливы и
отвратительны. А о победе Христовой невозможно сказать, когда она красивее:
если на нее смотреть издалека или же вблизи. Итак, приблизимся к воскресшему и
победоносному Господу нашему и спросим себя: во-первых, кого Он победил
Воскресением Своим и, во-вторых, кого Он освободил победою Своею?
Воскресением Своим Господь
победил двух злейших врагов человеческой жизни и человеческого достоинства:
смерть и грех. Сии два врага рода людского родились еще тогда, когда первый
человек перестал быть родным Богу, преступив заповедь послушания Творцу своему.
В раю человек не знал ни смерти, ни греха, ни страха, ни стыда. Но как только
человек согрешил, нарушив спасительное послушание Богу, страх и стыд вошли в
него; он почувствовал себя бесконечно удаленным от Бога и предугадал над собою
косу смерти. Доселе Адам видел себя облаченным в ангельское одеяние бессмертия;
а ныне он узрел себя грехом обнаженным, обкраденным, униженным до скота и
умаленным до карлика. Так ужасен, братия, малейший грех непослушания Богу.
Убоявшись Бога, Адам скрылся между деревьями рая (Быт.3:8). Как домашняя кошка,
когда одичает и убежит в лес, и начинает прятаться от хозяина и кормильца
своего. Один грех с молниеносною скоростью повлек за собою другой, третий,
сотый, тысячный, пока человек наконец не оскотинился и
не заземлился телом и духом.
Потомство Адама, поколение
за поколением, заземлялось и распадалось, греша со стыдом и умирая со страхом и
ужасом. Люди скрывались от Бога между деревьями, между камнями, между золотом и
прахом; и чем больше они скрывались, тем больше от истинного Бога удалялись и
истинного Бога забывали. Природа, некогда лежавшая у ног человека, постепенно
вознеслась над главою его, так что, в конце концов, совершенно заслонила от
него лице Божие и стала для него вместо Бога. И человек начал обожествлять
природу, то есть ее слушаться, с нею соотносить свое поведение, ей молиться и
ей приносить жертвы. Но обожествленная природа не могла спасти
ни себя, ни человека от смерти и тления. Страшный путь, которым шло
человечество, был путь греха; и сей окаянный путь безошибочно вел в один только
много скорбный град – град мертвых. Цари людские царствовали над людьми, а грех
и смерть царствовали над людьми и над царями. Чем дальше, тем больше росло
бремя греха, будто снежный ком, катящийся с горы. Род людской находился в
крайнем отчаянии, когда явился небесный Исполин, дабы спасти его.
Исполин
Сей был Господь Иисус Христос. Он из человеколюбия взял на Себя гору
греха человеческого, как из человеколюбия облекся в смертное человеческое тело.
Однако грех человеческий был так тяжек и страшен, что под его бременем и Сам Сын Божий пал во гроб. Чрез гроб сей Исполин нисшел до ада, где разорил престол сатаны и уничтожил
гнездо всех злых и коварных заговоров против рода человеческого; из гроба сего
Исполин восшел до наивысших небес, проложив новый
путь – ко граду живых. Своею силой Он разорил ад,
Своею силой прославил тело Свое и восстал из гроба – Своею собственною силой,
нераздельной от силы Отца и Духа Святаго. Смиренно как агнец пошел незлобивый
Господь на страдания и смерть, и стойко как Бог перенес Он страдания и победил
смерть. Его Воскресение есть истинное событие и в то же время пророчество и
образ нашего воскресения – ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15:52).
Кто-нибудь спросит: «Как же
говорят, что воскресший Господь победил смерть, ведь люди все еще умирают?»
Гроб для нас уже не вечная тьма, а лишь врата, у которых ожидают нас светлые
ангелы Божии. Для всех исполненных любви к прекрасному и человеколюбивому
Господу гроб стал просто последнею преградой, преступив кою, они окажутся в
присутствии Божием, – и преградой тонкою как паутина. Потому славный апостол
Павел восклицает: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп.1:21).
Как же Господь не победил смерти, если смерть более и не видна из-за Него? Гроб
не глубокая пропасть более, ибо Господь исполнил его Собою; гроб не мрачен
более, ибо Господь осветил его; гроб не страшен и не ужасен более, ибо означает
не конец жизни, но начало; и гроб не вечное наше отечество более, но лишь врата
отечества сего.
Далее кто-нибудь спросит:
«Как же говорят, что воскресший Господь победил грех, ведь люди все еще
грешат?» Воистину Господь победил грех. Он победил его Своим безгрешным
зачатием и Рождеством; и победил его Своею чистой и
безгрешной жизнью на земле; и победил его, как Праведник страдая на Кресте; и
наконец увенчал все те победы Своим преславным
Воскресением. Он стал лекарством, верным и непогрешимым лекарством от греха. Зараженный грехом может излечиться только Христом. Не желающий грешить может осуществить сие желание свое только с
помощью Христовой. Воскресший Господь – чудо чудес; однако именно как чудо
чудес Он есть истинная природа ваша, истинная природа человеческая,
первозданная, райская природа Адамова. Истинная природа человека и не должна
быть в рабстве у окружающей ее бессловесной природы, но призвана властвовать
над нею могущественно, всемогуще. И не состоит истинная природа человека в
уничижении, в болезни, в смертности и в греховности; но в
славе и здравии, в бессмертии и безгрешности.
Воскресший Господь снял
завесу с истинного Бога и с истинного человека и явил нам Собою величие и
красоту и Одного, и другого.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№15(530)2010
ФОТО – http://blogs.privet.ru/user/Taleks