Пост – это удаление от зла
«Первый день поста
прошел, – рассказывает женщина, – ела только то, что положено. Но языком
столько нагрешила!»
В этой ситуации хорошо
уже то, что человек видит свои грехи. Хочется надеяться, что со временем, с
Божией помощью, пост для этой женщины станет полноценным и полезным для души.
В наше время (особенно в наше
время!) при такой мощнейшей индустрии развлечений, ограничивая себя во время
поста в пище, нельзя забывать и о том, что в первую очередь все же следует
поститься глазами, ушами и языком. В противном случае расплескиваем в
праздности, болтовне, бессмысленном прожигании времени у телевизора всю ту
духовную энергию, которую мы должны посвятить в пост Богу, – то есть на
посещение храма, молитву, чтение и изучение Священного Писания. В посте не
только желудок, но и ум должен участвовать. Давно замечено, что после просмотра
телепередач практически невозможно молиться – настолько рассеян ум.
Есть такие верующие, которые
считают, что в пост важнее творить добрые дела, чем ограничивать себя в пище.
Мол, есть «злые верующие» и «добрые неверующие». Это другая крайность. Человек
– это не тело без души и не душа без тела. Поэтому надо заботиться о первом и о
втором – о теле и душе. Если бы «просто добрый» человек был еще и верующим,
который научился владеть собой, поборол свои грехи, телесные слабости, то через
свое духовное совершенство он бы стал еще более добрым и полезным.
Пост – это
прежде всего борьба с грехом, вредными привычками и губительными пристрастиями.
«Как же человек унижает себя чревоугодием, объедением и пьянством! – писал
святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Он извращает
свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и
даже делается хуже его. О горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков
наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и
исполнять заповеди Божии. Они коренят в нас
преступное плотское себялюбие, коего конец – гибель вечная... Есть и пить, то
есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только
язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, подчиняет всю жизнь
в удовольствие чрева, в многоядении и многопитии».
Напомним также и слова оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно – будут
поститься недобровольно!» Иными словами, невоздержание, забота только о
плотских удовольствиях – это жизнь во грехе, причине
многих жизненных скорбей и болезней, при которых, хочешь не хочешь, а придется
соблюдать и диеты, и ограничения в пище.
Как уже говорилось, основа поста –
борьба с грехом через воздержание от пищи и развлечений, рассеивающих наш ум.
Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов
каждый должен соизмерять со своими силами, назначениями врача, если таковые
есть, со степенью своей духовной подготовки. Люди, которые постятся впервые,
должны посоветоваться с опытным священником, рассказать ему о своем духовном и
физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал
святитель Иоанн Златоуст, пост – это лекарство, но даже самое полезное
лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.
Некоторые люди необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают
поститься безмерно строго. Тем самым они расстраивают не только свое физическое
здоровье, но и душевное. Становятся от голода нетерпеливы,
раздражительны. Злятся на всех и на все. В конце концов, пост делается для них
невыносимым, и они бросают его.
И еще один момент. Каждый приступающий
к подвигу поста должен знать: «Кто постится по тщеславию или считает, что он
совершает добродетель, тот постится неразумно. А кто разумно постится, –
наставлял авва Дорофей, – тот не думает, что он
совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Ведь пост
сам по себе не плох, не хорош. Он, как уже было сказано, есть лишь средство
смирения плоти и удержания ума в чистоте. Без молитвы и покаяния, без
воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, исключения
увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора пост превращается
в банальную диету, а иногда и просто в голодовку. «При телесном посте, – пишет
святитель Василий Великий, – чрево постится от пищи и пития; при душевном посте
душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник
воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает
язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, мести,
лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого
зла».
Во время Великого поста православный
христианин должен обязательно исповедоваться и причаститься Святых Христовых
Тайн.
Удивительная врачующая сила присуща
и другому Таинству Церкви – Таинству Елеосвящения (Соборования), благодаря
которому, как указывал преподобный Амвросий Оптинский,
Бог прощает нам забытые грехи, которые человек неумышленно, по слабости памяти
не поведал на исповеди. Православные христиане соборуются, как правило,
ежегодно в Великий пост (но при тяжелых, смертельных болезнях и чаще). О том,
когда будет совершаться соборование, можно узнать в конкретном храме.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№9(524)2010