День,
наполненный любовью
14 февраля - Прощёное воскресенье
В этот день православные просят друг у друга прощения,
чтобы приступить к Великому посту, примирившись с ближними,
с доброй душой. И вообще в сердце христианина не должно быть обид, осуждения,
неприязни. Это необходимо, если мы хотим жить с Господом и здесь, на земле, и в
жизни вечной.
В храмах на
вечернем богослужении совершается чин прощения. Священник говорит слова
наставления, испрашивает прощения у присутствующих и кланяется до земли. Все
также отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый.
Прости и помолися и о нас грешных». После чего
пастырь произносит: «Благодатию Своею
Бог да простит и помилует всех нас».
Чин прощения
был установлен еще в древности у палестинских и египетских монахов. Перед
наступлением Великого поста, чтобы усилить молитвенные подвиги, иноки
расходились по пустыне на всё сорок дней поста. Некоторым из них уже не суждено
было встретить вместе с братией светлый праздник Пасхи: безжизненная пустыня
таила немало смертельных опасностей. Поэтому, расходясь, монахи просили друг у
друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью.
Впоследствии этот благочестивый обычай перешел в богослужение всей христианской
Церкви. Однако традиция просить у ближних прощения и
примиряться с недругами и просто недоброжелателями (вне зависимости от правоты
той или другой стороны) осталась в православном народе. Так, в дореволюционной
России сам император испрашивал прощения у своих подданных: у простых солдат,
объезжая расквартированные в столице полки, а в монастырях – у монахов и
архиереев. Каждый начальствующий в свою очередь просил прощения у подчиненного,
даже самого нерадивого.
«Нужно
и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощения у тех, кого мы вольно
или невольно обидели, – призывал в своей проповеди старец Иоанн (Крестьянкин). – Иначе напрасны будут все наши труды в
предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных поклонов, если в
сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к
ближним. Не услышит Господь и наших слезных молений и
воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова
Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения
их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.
6, 14).
Некоторых впервые
пришедших в храм людей смущает тот факт, что в Прощёное воскресение верующие
просят прощения даже у малознакомых прихожан. Смущаться здесь не нужно: мы
должны просить прощения не только у тех, с кем у нас существуют какие-то
проблемы, но и у всех людей вообще наших братьев и сестер – за то, что мы
плохие христиане, за то, что грешим, не живем по заповедям Христовым.
Поверьте, у
каждого из нас есть в чем повиниться перед Богом и людьми. Священник виноват
перед прихожанами в том, что не всегда находит время, чтобы поговорить,
утешить, посоветовать. Прихожане – перед священником. Мужья виноваты перед
женами. Жены – перед мужьями. Родители – перед детьми. Дети – перед родителями.
Начальники – перед подчиненными, и наоборот. А сколько разногласий происходит
между соседями! Однако мы все – члены Церкви, единого тела Христова. Поэтому от
того, что кто-то из нас не радеет о своей душе, совершает грехи, страдают
остальные члены Церкви. Оттого и лежит наш мир во зле и скорбях. Это один из
ключевых моментов Священного Писания. Согрешили Адам и Ева – страдают все их
потомки. И каждый из живущих на земле своими делами
либо творит добро, либо преумножает зло.
Что и
говорить, чувство обиды знакомо каждому. У кого-то оно со временем проходит, а
с кем-то остается до конца жизни. Особенно страшно, если чувство обиды еще и
сопровождается желанием отомстить обидчику. Так, смыслом жизни героя романа
«Граф Монте-Кристо» Эдмона Дантеса становится месть тем, кто отнял у него
невесту и упрятал его в тюрьму. Однако в жизни бывает и пострашнее:
на Кавказе до сих пор существует обычай кровной мести. Причем мстят (убивают)
при этом не только тем, кто совершил зло, но и их
родственникам, потомкам.
У русского же
народа иное мировоззрение, о чем (об особенностях обиженного сердца) сложено
немало поговорок и пословиц. Возьмите поговорку о том, что на обиженных воду
возят – ведь действительно человек, ослепленный обидой, подобен вьючному
животному, несущему непосильную ношу. Еще отягощенное злобой сердце
сравнивается с камнем за пазухой. Другие пословицы на эту тему: «Кто старое
помянет, тому глаз вон», «Лучше жить в тесноте, чем в обиде», «Мир да лад –
Божья благодать», «Где лад, там и клад» и т. д.
Но бывает
часто и так: вроде бы и простил человек своего недруга, честно, искренне, а обида
все равно живет! Подобно тлеющим углям, нет-нет, да и вспыхнет, оживет в душе.
Ничего удивительного в том нет, ведь сама по себе обида, неприязнь, злость – не
просто действо или поступок в светском понимании, а страсть, духовная болезнь.
Нужны огромное желание и помощь Божия, которую мы получаем в молитвах и
церковных таинствах, чтобы избавиться от нее, особенно если эта страсть сильно
укоренилась в душе.
К сожалению,
автору этих строк известны случаи, когда люди вместо того, чтобы забыть и
простить обиды, «уходят в себя» и находят, чуть ли не удовольствие чувствовать
себя «униженным и оскорбленным», которого никто не понимает и которому никто
даже не сочувствует. А кому выгодно, чтобы обида кровоточила в душе человека
как можно дольше? Только лукавому, врагу рода человеческого. Надо ли говорить,
что этот враг все наши слабости и обиды очень умеет освежать в памяти и
подпитывать все новыми порциями уныния или злобы.
Научиться
прощать, как и бороться с другими греховными страстями, – трудно, но с помощью,
как уже говорилось, благодати Божией нет ничего невозможного. Сам Христос,
испытывая на кресте страшные страдания, простил всех Своих
мучителей. Неужели с Его помощью с нашими-то обидами мы да не простим друг
друга?
В. НИКОЛАЕВ.
Б№7(522)2010