Ксения
и Наполеон
Нет такого учебника по истории в России, в котором бы не
говорилось о Наполеоне. О жившей с ним примерно в одно время (на рубеже XVIII -
XIX веков) блаженной Ксении Петербургской,
память которой православные чтят 6 февраля, светская
историческая наука практически не упоминает. Но, как справедливо писал поэт,
есть и Божий суд. И отвечать на нем мы будем не перед профессорами истории, а
перед Высшим Судиею – за все добро или зло, которое мы творили во время своего
земного пребывания.
Этой теме посвящены размышления православного
проповедника и публициста иеромонаха Симеона (Томачинского), которые мы сегодня публикуем.
Деяния Наполеона известны: сотни тысяч погибших, |разоренные, ограбленные храмы, причем не только в России, но и, например, в Венеции, да и по всей Европе; разрушенные судьбы многих людей. Огромным в свое время было и влияние Наполеона, о чем свидетельствуют, в частности, произведения Толстого, Достоевского. Раскольников, терзаемый сомнениями, «тварь ли я дрожащая или право имею», кромсал топором старуху-процентщицу, можно сказать, с именем Наполеона на устах.
Житие блаженной Ксении нам также хорошо известно: в 26 лет, совсем молодой женщиной, она внезапно стала вдовой и приняла на себя подвиг юродства. Отказавшись от дома,
скиталась в своих неизменных красной кофте и зеленой юбке или зеленой кофте и красной юбке, подвергаясь постоянным насмешкам и оскорблениям, пребывая в непрестанной молитве. За свой непонятный для мира многолетний духовный подвиг блаженная Ксения получила от Бога благодать скорой и действенной помощи людям. Причем ее участие в тысячах (!) судеб проявлялось ярко и торжественно.
Очень часто ее особый дар состоял в устройстве семейной жизни многих людей. Так, однажды, придя в семью Голубевых, блаженная Ксения объявила 17-летней девушке: «Ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!» Смущенная девица не знала, что и ответить на столь странные слова, но блаженная Ксения буквально палкой заставила отправиться ее на Охтинское кладбище. Там хоронил свою молодую жену, скончавшуюся при родах, один доктор, безутешно рыдавший и наконец лишившийся чувств. Голубевы, как могли, пытались утешить его. Так состоялось их знакомство. Через некоторое время оно продолжилось, а закончилось все тем, что доктор сделал дочери Голубевых предложение, и брак их оказался в высшей степени счастливым. Такие случаи помощи блаженной Ксении в устроении семьи бесчисленны: и при ее жизни, и после она поистине стала созидателем человеческих судеб.
Наполеон похоронен в центре Парижа в соборе дома инвалидов, и туристы охотно приходят поглазеть на его саркофаг из красного порфира, установленный на зеленом гранитном пьедестале. Но никто не приходит помолиться или попросить его о чем-то; для современного человека Наполеон – просто музейный экспонат, заспиртованное прошлое. Его влияние сегодня ничтожно – в лучшем случае заезженный материал для кинематографа или псевдоисторических упражнений начинающего графомана.
Могила блаженной Ксении вот уже более 200 лет является источником исцелений, действенной помощи в трудных обстоятельствах, разрешения неразрешимых, казалось бы, проблем. Так, одному человеку, страдавшему алкоголизмом, явилась блаженная Ксения и грозно сказала: «Брось пить! Слезы матери и жены твоей затопили могилу мою!» Надо ли говорить, что этот человек больше не притрагивался к бутылке?
Ежедневно у могилы блаженной Ксении собираются (как и в давние времена) тысячи людей и просят ее о помощи, оставляют записочки с просьбами. И этими записочками, как гирляндами, постоянно увешана часовня святой. Сотни, тысячи, миллионы записок призывали ее имя, а была ли хоть одна подобная записка у могилы Наполеона из красного порфира на зеленом пьедестале?
В современной исторической науке все большее распространение получает термин «социальная история». Это весьма перспективное направление, говорящее о важности простых человеческих судеб, о значении «малых дел» в жизни общества, об определяющей роли рядовых людей в историческом процессе.
Не нужно думать, будто история вершится сильными мира сего на политическом Олимпе. История – это совсем не то,
что нам показывают по телевидению. Подлинная история происходит в человеческом сердце. И если человек очищает себя молитвой, покаянием, смирением, терпением скорбей, то его участие в своей судьбе, в судьбе окружающих, а значит, и во всей человеческой истории неизмеримо возрастает.
Блаженная Ксения не руководила государством, не собирала многотысячных армий, не вела их в завоевательные походы. Она просто молилась, постилась, смиряла свою душу и терпела все обиды, но ее влияние на человеческую историю оказалось неизмеримо большим, чем влияние любого наполеона. Хотя об этом и не говорят учебники истории...
Об этом, впрочем, говорит нам Христос в Евангелии: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? На примере Наполеона и блаженной Ксении эти слова получают еще большую убедительность.
История вершится не в Кремле и не в Белом доме, не в Брюсселе и не в Страсбурге, а здесь и сейчас – в нашем сердце, если оно открывается Богу и людям.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№6(521)2010