«Неопознанная» обитель
Еще не успели остыть
страсти по
поводу трагической «эпопеи» в Бековском
районе, где в ожидании конца света в селе Никольском в овраге
затворились больше трех десятков людей, двум из которых так и не суждено было выйти на
белый свет
живыми, как в Пензенской области разразился очередной скандал на религиозной почве. Общественность
и средства информации, наконец,
обратили внимание на то, что в
поселке Победа (сегодня это окраина Пензы) открыто действует так называемая михайловская обитель, устроившая безобразный культ почитаемого среди
верующих людей старца Алексия
(Михаила Шумилина).
Сам
старец, уроженец Лунинского
района, почивший в январе 2005 года, от рождения был парализован
(или, говоря по-евангельски, расслаблен) и прикован
к инвалидной коляске. Однако при этом он никогда не отчаивался
и не озлоблялся, как это нередко происходит с людьми в
подобных обстоятельствах, на свою несчастную по земным представлениям
жизнь, находя утешение и отраду в душе, в вере, в
постоянных молитвах Богу. За это смирение и кротость – главные добродетели в
христианстве – от стяжал многие духовные дары – дары целительства, утешения, прозорливости.
Является
ли старец Михаил (или схиигумен
Алексий, как его называли в последние годы жизни) святым – вопрос
времени и очень многих обстоятельств. Их анализом и изучением будет
заниматься специальная Синодальная комиссия Русской Православной
Церкви (как и в других поместных православных церквах). И только после того как
комиссия
тщательно изучит материалы и даст свое
заключение, высшая церковная власть (а не общественный референдум или кучка раскольников)
принимает решение о прославлении в
лике святых (канонизации) того или иного подвижника веры. Так, за последние
десять лет Русской Православной
Церковью были прославлены святитель
Иннокентий Пензенский, святой
праведный Иоанн Оленевский,
священномученики Ермоген и Иоанн (Поммер) и многие другие святые, чьи имена связаны с нашим краем.
К
сожалению, самочинная канонизация схимонаха Алексия членами
«михайловской обители» только осложнит
работу означенной комиссии. Дело в том, что «михайловцы» организовали его «народное почитание» (одно из условий
канонизации) с помощью шести (!) изданий псевдорелигиозных
по содержанию, а местами откровенно лживых книг якобы о
жизни старца, о том, что он говорил, вернее, никак не мог сказать,
будучи православным человеком. Но для правдоподобия эти
графоманские опусы («Дорога к старцу», «Приидите
ко мне все труждающиеся») «разбавлены»
реальными фактами из биографии старца, свидетельствами
о его духоносных дарах и действительно
неоспоримыми истинами православного вероучения.
Лживость
книг проявляется уже с титульных страниц, где указано, что
изданы они по благословению Архиепископа Пензенского и
Кузнецкого Филарета. Надо ли говорить, что такого благословения
не было, да и не могло быть. А «благословение» «михайловцам»
понадобилось, чтобы рассказами о чудесах и исцелениях,
заманить в свою «обитель» паломников, прежде всего неопытных и неокрепших в
вере новоначальных членов церкви. И, надо
признать, грязный пиар на имени почившего старца удался:
в «Михайловскую обитель» за чудесами и исцелениями едут и едут
паломники, больные люди не только из России, но из ближнего
зарубежья. Берут землицу с могилки старца (расположенную, к слову, у Успенского
храма Пензенской епархии), прикладывают к
больным местам, заваривают и пьют, как чай. Грустная картина и
действа, не имеющие к Православию никакого отношения. Вот так
же автор этих строк в селе Соловцовка наблюдал, как на могилке
Иоанна Оленевского женщина поочередно прикладывала к
кресту больные места: вначале руку, потом ногу, а затем, повернувшись,
стала, ерзая по кресту, «лечить радикулит». Как будто святой не
видит и не знает, что за беды и недуги одолевают человека,
пришедшего к нему за помощью.
Самочинные общины,
которые кого хотят, того и «прославляют», появились не сегодня. Если расплодившиеся на постсоветском пространстве секты и оккультисты, по крайней мере, не обманывают своих
адептов и честно говорят, что к христианству
и к другим традиционным религиям они
отношения не имеют, то псевдоправославные группы, вроде «михайловской
обители», подобно плесени, сами по
себе существовать не могут. Используя
все внешние атрибуты канонической Православной Церкви, ее символику, обряды, они разрастаются и жируют за счет
маловерия и религиозного невежества наших сограждан. И это не вина, а
беда современной православной паствы.
Вот и многие приезжающие
в «михайловскую обитель» люди, в том числе из Пензы, Заречного, других мест области, не
понимают либо не хотят понять, что им
придется иметь дело с самозванцами, выдающими себя за православных, что все богослужения и требы самозванцев не
имеют смысла и силы, ибо – безблагодатны.
Как
известно, Православная Церковь, основанная Христом, имеет
апостольское преемство благодати Святого
Духа, передаваемое из поколения в поколение в таинстве рукоположения
священников правящими архиереями.
«Михайловская обитель» не имеет канонического общения ни с одной из поместных
православных церквей. Сами иеромонахи-«михайловцы» о том,
кто, когда и где рукоположил их в
священники, а после постриг в монашество, молчат, «как рыба о лед». С таким же успехом даже артисты-любители могут сыграть вполне
правдоподобный спектакль под
названием «Литургия» или «Панихида». Но сам-то спектакль от этого богослужением не станет и благодати в нем не будет.
Однако
духовное шарлатанство – еще полбеды. Куда страшнее
и опаснее то, что «михайловцы»,
провозглашая себя носителями истинной веры, сеют раскол и вражду в православном
народе, внушая паломникам, многие из которых
и в храме-то оказались впервые, что
«неправильной», безблагодатной является каноническая Русская Православная Церковь. К сожалению, в «михайловскую обитель» некоторые верующие приезжают и сознательно, поскольку им здесь
нравится больше, чем, скажем, в их
местном храме. Но храм – не гостиница, не супермаркет или ресторан, где во главу
угла ставится комфорт, удобства и
культура обслуживания. Тот, кто сознательно ищет спасения в храмах и обителях
«неизвестного происхождения» и где, как ему кажется, покомфортнее
и «покрасивше», совершает тяжкий грех. Тем самым он
отрывает себя от канонической
Православной Церкви, в которой
получил Святое Крещение.
Разумеется,
события, о которых идет речь, не могут не тревожить
Пензенскую епархию. В поселок Победа приезжал временно
возглавляющий епархию епископ Люберецкий Вениамин, беседовал
с людьми.
–
Кроме того, по благословению Владыки, – рассказывает председатель
миссионерского отдела епархии иеромонах Тихон
(Федяшкин), – священники нашего отдела и настоятель местного
Успенского храма постоянно служат панихиды на могилке старца
Алексия, объясняют приезжающим людям ситуацию вокруг
«михайловской обители». И это
приносит свои плоды. Так, паломники из Иванова, узнав о том, что «обитель» не принадлежит
канонической Православной Церкви, были
настолько возмущены обманом, что решили заночевать в своих автобусах, дабы не осквернять себя посещением самочинцев и раскольников.
Членам
«михайловской обители» и приезжающим
к ним людям хотелось бы напомнить, что
почитаемый ими старец Алексий всегда любил и посещал только православные
храмы, а похоронить себя завещал, и был похоронен
у стен православного храма, а не в «обители» через дорогу. Стойкости в вере, верности православной Матери-Церкви – вот чему нужно учиться у этого богоугодного человека.
В.
НИКОЛАЕВ.
Б№49(513)2009