На ниве врачевания
В канун памяти (14
ноября) святых врачей-бессребреников и чудотворцев Космы
и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии (III век) мы публикуем отрывки монографии об истоках
русской медицины «Русские». Ее автор научный сотрудник Института этнологии и
антропологии РАН С. И. Дмитриева.
Свидетельства о древней медицинской
практике русского народа в изобилии содержатся в летописях, древнерусских
сборниках («Изборник Святослава», «Пчела»), древнерусских юридических
справочниках («Домострой», кабальные книги, всевозможные княжеские,
монастырские грамоты и т. п.). Памятниках
древнерусской педагогической литературы (сборники проповедей, поучений),
свидетельствах иностранцев о России, псалтырях, житиях.
Последние – жития святых –
представляют наибольший интерес. Из них становится очевидным, как постепенно
духовенство вытесняло волхвов не только в духовном руководстве, но и на ниве
врачевания. Первые сведения такого рода содержатся в «Житии Феодосия
Печерского», где говорится о создании в XI веке первой на Руси больницы при
Киево-Печерском монастыре. Традиция лечения и призрения (от
слова «призревать» – ухаживать, заботиться. – Примеч.
ред.) больных в церквах и монастырях существовавшая у греков и других народов
Западной Европы на рубеже первого и второго тысячелетий, была воспринята на
Руси вместе с введением христианства. Например, в «Житии Феодосия»
читаем о больничном помещении при монастыре, о запасах продовольствия, одежды,
топлива, которыми обеспечивались больные. На монастырских огородах помимо
овощей и фруктов произрастали лекарственные (зелейные)
растения. В житии также рассказывается, как Феодосии и другие монахи ухаживали
за монастырскими больными.
Среди монастырских лекарей в более
позднее время славились Кирилл Белозерский – основатель крупнейшей монастырской
вотчины в Белозерском княжестве, основатель Соловецкого монастыря Зосима, а
также Антоний Сийский, Афанасий Холмогорский и
другие. Сохранились сведения и о женщинах, занимавшихся врачеванием в
монастырях. Об этом, в частности, повествуется в «Житии
Ефросиньи Черниговской» (XIII век). Прежде чем стать игуменьей, Ефросинья была
известна как поклонница книг по практической медицине: врачебников, травников,
произведений древнегреческих врачей. Знания, почерпнутые ею в подобных книгах,
пригодились ей в последующей врачебной практике. Некоторым русским женщинам
принадлежит авторство медицинских книг. Например, внучка Владимира Мономаха Добродея (Зоя) была автором книги «Алимма»
(«Мазь») (XII век).
По текстам житийной литературы можно
судить о методах лечения в Древней Руси. Нередко речь идет о хирургии,
извлечении стрел, лечении язв, ортопедических приемах, массажах. Большое
значение придавалось диетическому питанию. Есть основания полагать, что
духовные лица в своей практике не пренебрегали опытом народной медицины. Так,
дева Феврония в «Повести о Петре и Февронии», будучи дочерью простых крестьян-бортников,
лечила заболевшего тяжелым кожным заболеванием князя Петра в бане, намазав его киследжью – забродившим медом. К слову сказать, мед на Руси
был не только пищевым продуктом, но и любимым лечебным средством.
Свидетельства древнерусской
литературы позволяют предположить существование на Руси еще одной
профессиональной прослойки – института странствующих лекарей. Такие лекари
существовали у древних греков и других народов. Они напоминают былинных «калик
перехожих», которые, как повествуют былины об Илье Муромце, вылечили сидевшего
«сиднем» тридцать лет богатыря, дав ему испить из чары
целебного средства.
Лечебники (зелейники,
травники) по праву называют энциклопедиями своего времени. В них не только
говорилось о болезнях и способах их лечения, в них содержались разнообразные
сведения, касающиеся анатомических особенностей человека, а также советы,
относящиеся к повседневной жизни людей. Большое место в них занимают
рекомендации по профилактике болезней, многие из которых созвучны и нашему
времени. Так, в одном из врачебников дается совет: «а во всяких немощах
внутренних лечатся ясти недосыти»
(не переедать). Не менее современно звучит в лечебниках рекомендация регулярно
париться в бане. Причем в ряде губерний крестьяне имели по две бани: одну –
«по-черному» – вдали от жилья, другую – «белую» – во дворе. Страсть к бане
русские переносят и на детей, которых парят и моют часто и особенно при каждом
нездоровье.
У людей разных сословий вызывали
особенное уважение юродивые. Своей жизнью они свидетельствовали, что здоровье
физическое даже при неблагоприятных условиях обеспечивает в первую очередь
здоровье нравственное. По степени почитания народом с юродством может
сравниться старчество.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
№45(509)2009