Памяти
русского витязя
Три года назад ушел из жизни выдающийся русский скульптор,
мужественный человек и патриот Вячеслав Михайлович Клыков. 29 октября ему
исполнилось бы 70 лет. По одному образному выражению, он состоялся для вечности
и стал славой России, как Пушкин, Нестеров, Свиридов.
Работы Клыкова
узнаваемы не только по художественной манере, но и по державному, православному
духу. В столице и крупных городах, в самой отдаленной российской глубинке они
становились настоящими светочами народной жизни, напоминая русским людям, уже
разделенным распадом СССР, униженным, лишенным работы и надежд на будущее, о
нашей славной истории, о том, что Русь всегда находила в себе силы выходить из,
казалось бы, самых безнадежных ситуаций.
Еще при жизни
Вячеслава Михайловича его работы стали классикой не только отечественной, но и
мировой культуры. Это памятники великим святым: богатырю Илье Муромскому,
преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому,
святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, иконописцу Андрею Рублеву,
царю-страстотерпцу Николаю II, писателям и поэтам Батюшкову, Рубцову, Шукшину,
выдающемуся государственному деятелю Петру Столыпину и маршалу Победы Георгию
Жукову, а также многим другим известным деятелям. Придет время, и работы
Клыкова войдут в школьные учебники наряду с картинами Саврасова,
Левитана, Васнецова...
Однако В.М.
Клыков был не только гениальным мастером, но и признанным мыслителем.
Общественным деятелем, стоявшим у истоков создания таких организаций, как
Конгресс славянских культур, Российское земское движение, Собор славянских
народов Белоруссии, России, Украины, Союз Русского Народа. Однако любимым его
детищем стал Международный фонд славянской письменности и культуры имени святых
равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия,
бессменным руководителем которого он был до конца своих дней.
Упокоен
Вячеслав Михайлович на своей малой родине в
деревне Мармыжи Курской области рядом с
родителями.
У него было
множество врагов, но сама жизнь посрамляла их происки. Когда отморозки из
молодежной террористической организации большевистского толка взорвали памятник
императору Николаю II, Клыков изваял новый. Открыт памятник был при огромном
стечении народа 20 августа 2000 года – день в день, час в час – с церковным
прославлением в лике святых государя Николая II с его августейшей семьей. Надо
ли говорить, что это было, отнюдь не случайным совпадением, а Промыслом Божиим,
подтвердившим древнюю истину о том, что свет всегда остается светом, даже если
слепой и не видит его.
Надо ли
говорить, сколько сил и здоровья отняла у Вячеслава Михайловича непрестанная
борьба с врагами нашего народа, нашего Отечества – теми, кто и в советские
годы, и сейчас, в эпоху демократии, ставят перед собой цель уничтожить
национальное самосознание в России, в первую очередь русского, православного.
В
этом смысле очень характерна была ситуация с одной из последних работ
скульптора – памятником князю Святославу в Белгороде. Тому самому, о котором
либеральные газеты писали, что он символизирует собой русскую месть «неразумным
хазарам». И самого автора, как только ни называли: и антисемитом, и
красно-коричневым, и фашистом. В одном из своих интервью Клыков так объяснил
мотивы создания памятника: «В 2005 году исполнилось 1040 лет со дня разгрома
хазарского каганата Великим князем Киевским Святославом в результате похода,
состоявшегося в 965 году. В ряду наших побед это событие занимает особое
место, без него не было бы вообще России – ни как Московской Руси, ни как
православного государства, ни как Российской империи. И вот из всех памятных
дат, которые отмечались в 2005 году (625-летие Куликовской битвы, 60-летие
разгрома фашистской Германии), об этой важнейшей дате, об этой победе почему-то
умолчали. А ведь Святослав – сын равноапостольной Великой княгини Ольги, отец
святого равноапостольного Великого князя Владимира, крестившего Русь.
Святослава я считаю крупнейшим полководцем мирового уровня... Мы помним
Александра Македонского, но не чтим Святослава, нашего русского полководца, не
видавшего поражений».
Небольшая
историческая справка. Хазары – тюркские кочевые народы, правители которых
исповедовали иудаизм. Хазарский каганат ко времени князя Святослава представлял
собой настоящую империю, владевшую почти всей юго-восточной Европой
(Причерноморье, Поволжье, Северный Кавказ). Полтора века славяне русичи угнетались хазарами. Они не только платили каганату
огромную дань, но и воевали за его интересы, например с православной Византией.
Княгиня Ольга даже вынуждена была жить в Вышгороде, а не в Киеве, поскольку там
обосновалась хазарская администрация со своим войском.
Но именно ее
сыну Святославу суждено было нанести смертельный удар Хазарии, положивший конец
ее существованию. Со своим войском (10 – 12 тысяч дружинников) в постоянных
сражениях он преодолел несколько тысяч километров, взял столицу каганата город
Итиль на Волге и не оставил от нее камня на камне. Покорил он и другие,
расположенные южнее и западнее центры Хазарии, а после через Дон вернулся в
Киев. Полутора вековое иго каганата было свергнуто.
В память об
этой великой вехе нашей истории и создал князя Святослава, повергающего
хазарского воина (см. фото), скульптор Вячеслав
Клыков, однажды признавшийся, что каждый свой памятник приходится ставить с
боем. Русский витязь одержал победы в большинстве этих духовных сражений.
Вечная ему память и слава!
В. НИКОЛАЕВ.
Б№43(507)2009