Кровью
пораненной души...
Его удивительно искренние патриотические статьи о судьбах
и бедах России, о роли русских в империи в предреволюционные годы не оставляли
равнодушным никого. По одному образному выражению, его перо «обмакивалось в
кровь, сочащуюся из пораненной русской души». «Бесы революции» не простили ему
обличительных статей, срывавших с них маски благородных борцов за торжество
справедливости.
14 сентября 1918 года на Валдае русский патриот был
арестован, а уже 20 сентября его вывели на берег Валдайского озера и
расстреляли практически на глазах жены и шестерых малолетних детей. По словам
очевидцев, перед смертью Михаил Осипович молился, глядя на Иверский
монастырь. К сожалению, те беды, о которых писал М.О. Меньшиков, терзают уже
Россию XXI века. В этом легко убедиться, прочитав строки русского мыслителя «Из
писем к русской нации».
Мы не
восстаем против приезда к нам и даже против сожительства некоторого процента
иноплеменников, давая им охотно среди себя почти все права гражданства. Мы
восстаем лишь против массового их нашествия, против заполнения ими наших
государственных и культурных позиций. Мы протестуем против идущего заселения
России нерусскими племенами, против постепенного отнятия у нас земли, веры и
власти... Несчастие России не только в государственных должностях. Не менее
тяжелое засилье инородчины идет в области общественного
и частного труда. Разве самые выгодные промыслы не в руках чужих людей?
«Значит, они талантливее русских, если берут верх»,– говорят... Какой вздор! В том-то и беда, что
инородцы берут вовсе не талантом. Они проталкиваются менее благородными, но
более стойкими качествами – пронырством, цепкостью,
страшной поддержкой друг друга и бойкотом всего русского.
+ + +
Истинная
опасность не только в том, что люди с нерусскими именами занимают крайне важные
посты в государстве, а в том, что даже под русскими именами интеллигенции нашей
часто скрываются уже почти нерусские люди... органически равнодушные к получуждой для них России...
+ + +
Московская
Русь при всех несовершенствах культуры все-таки умела кормить себя досыта...
При всех несовершенствах своих Московская Русь сумела прикрепить бродячее племя
к земле и втянуть его хотя бы в крепостной, но правильный систематический труд.
Вся политика Москвы в течение веков состояла в том, чтобы полукочевое состояние
народное перевести в оседлое, остановить брожение, кристаллизовать нацию в
постоянных формах. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» – сказал ' лентяй, бродивший по земле, когда анархии его жизни был
положен конец. Крепостное право впоследствии крайне извратилось, особенно когда
у нас начали подражать польским и немецким обычаям, но вначале оно оказало
огромную услугу народу. Как московские князья-самодержцы собрали воедино землю
Русскую, так крепостное право собрало силы народные, сосредоточило их на
ежедневной работе, втянуло народ в привычку к методическому труду... В
результате за два первых царствования новой династии Россия, несмотря на
тяжелые войны, окрепла, отъелась, размножилась, выдвинула физически сильное
поколение, для которого воевать двадцать лет оказалось нипочем…. Освобожденный
от крепостного рабства народ не поднялся, а заметно упал и в самых разных
отношениях. Он вышел из постоянного, систематического труда, разорился, попал в
лапы ростовщиков, запьянствовал, заленился, надорвал свое питание и заметно выродился.
Водка, сифилис, голод, эпидемии...
+ + +
Московская
Русь, столь оплеванная либералами, сумела сохранить в народе религию, то есть
философскую высоту духа. Религия – связь с вечностью, с началом мира и
непререкаемыми законами... Религия, как хотите, не низость духа, а высота его;
недаром она неразрывно связана с нравственностью, с самым тонким человеческим
благородством! Органически, из глубин истории, из недр природы выросло наше
народное Православие. Москва сохраняла его как зеницу ока.
Петербург
растратил его.
+ + +
Нельзя
великому народу отказываться от элементарной необходимости иметь национальную
власть.
+ + +
Если юноша
совсем не специалист и ничем его назвать нельзя, то будьте уверены, что это
бездельник, творение самое несчастное на земле. Именно таких бездельников
готовит наша государственная школа. На государственный счет одно поколение за
другим проводит свой образовательный возраст в том, чтобы прикоснуться ко всему
и не научиться ничему. И это называется образованием!.. Но каким образом
бездельные молодые, не втянутые ни в какую профессию,
не зацепившиеся в обществе ни за один серьезный интерес, сочтут себя в родном
обществе дома? Вот основная причина глубокого недовольства, отравляющего
молодежь. Они в большинстве бездельники и лентяи,
притом невольные. В самый лучший трудовой возраст, когда сил избыток, они
чувствуют праздное томление, неспособность ни за что взяться.
+ + +
Из растений
Христос проклял только одно – бесплодную смоковницу. Из животных погубил
плодовитых свиней, разрешив в них вселиться бесам. Из людей Христос предал
проклятью только книжников, которые совмещают в себе бесплодие сухой смоковницы
с почти механической производительностью свиней. «Горе вам, книжники!» – это
сказано по адресу не народа и не аристократии, а тогдашней интеллигенции, того
класса, что зарылся в священных книгах, поработился букве и в гипнозе слов
утратил здоровый человеческий смысл. Интеллигенцией еврейской тогда были
фарисеи. Именно у них Христос отметил пороки книжной переначитанности:
противное лицемерие прежде всего, предвзятость,
склочность, «сцеживание комара», соединенное с сумасшедшей надменностью. Недаром наш пророк-писатель взял из Евангелия тему для своего
знаменитого романа («Бесы» Достоевского. – Примеч.
ред.). Наша интеллигенция, современная Достоевскому, казалась ему стадом
свиней, в которое по Божьему попущению вселились бесы. Следствием этой казни,
согласно пророческой легенде, должно быть падение всего стада в море. Долго ли
продлится нашествие на Россию этой чертовщины? Я думаю, очень долго. Не одна
Россия, весь мир охватывается той же болезнью...
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№38(502)2009