Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 19.04.24
Светлые богатыри

Светлые богатыри

 

21 сентября 1380 года – в день Рождества Пресвятой Богородицы – в истории России произошло великое событие: на Куликовом поле, у слияния рек Дона и Непрядвы, русская рать московского великого князя Димитрия наголову разбила войско Золотой Орды под началом Мамая.

 

В скромных монастырских покоях преподобного Сергия Радонежского Димитрий увидел двух высокорослых монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые, как поведали ему, в прошлом были воинами, после сменившими меч на крест, доспехи на рясу. Князь смиренно попросил преподобного разрешить монахам отпустить их на битву. Старец возложил на иноков схимы (высшая степень монашества, означающая полное отречение от мира) и благословил их сопровождать князя.

И Пересвет, и Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. Слово «боярин» первоначально означало название дружинников (от слова «бой»), которые составляли аристократию древнерусского государства.

В те далекие времена существовал миф о непобедимости ордынских воинов – о том, что одолеть их в честном бою невозможно, поскольку они обладают некой мистической силой. И чтобы превозмочь ее, одних человеческих сил недостаточно. Нужна была помощь Свыше, Божья помощь. Именно по этой причине великий молитвенник и подвижник Сергий Радонежский, узнав волю Божью, решился послать на битву духоносных монахов и тем самым воодушевить русскую рать.

Был у Мамая любимец – великан Челубей, родом из печенегов, сила которого была подобна силе древнего гиганта – филистимлянина Голиафа. Источник же его богатырских сил будет понятен, если обратиться к литературе о школах восточных единоборств. Челубей был не простым силачом, а членом секты воинов «Гэллуппа» – выходцами из Тибета и Монголии. Исповеданием ее являлось одно из древнейших буддийских верований, именуемое «бон(г)-по». С той лишь разницей, что, в отличие от буддизма, «бон» не только разрешал, но и одобрял войну. Это верование – древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру, а духам – богам. Согласно же Божественному откровению Псалтири, «вси бозе язык бесове» (Пс. 95). Челубей имел самую высокую степень посвящения в этой секте. По сказанию, он был непобедим: 300 боев – и во всех противник был повержен! Только ратник Христов мог справиться с чудовищной силой, имеющей демоническую природу. И именно здесь – ду­ховный смысл благословения монахов на ратный подвиг Сергием Радонежским.

Как указывается в летописи, передовой светлый полк, в котором находились и Пересвет с Ослябей, вели в бой смоленские князья Дмитрий Всеволодович и Владимир Всеволодович. «Темные полчища врага ползли как тень с обеих сторон; от множества войска нет им места, где расступиться». Названия войск – «светлые» и «темные» – содержат не только духовный смысл. Специалисты по древнему вооружению полагают, что русские («светлые») полки белели от белой льняной одежды, которую на Руси воины надевали перед смертью, и блеска доспехов на солнце (день тогда выдался ясный). Ну а испытывавшие недостаток в доспехах полчища Мамая использовали пропитанные смолой кожаные одежды – отсюда и «темные».

Перед началом сражения Челубей выехал вперед своего войска и, потрясая оружием, вызывал на поединок кого-нибудь из русичей. Вид этого человека-горы был настолько устрашителен, что какое-то время никто не решался бросить ему вызов. И тогда навстречу Челубею выехал послушник Сергия Радонежского Пересвет. Облачен он был не в доспехи, а по повелению старца в святую схиму и матерчатый шелом ангельского образа с вышитым крестом. Осенив себя крестным знамением, окропив святой водой и попросив прощения у брата Осляби и всего христианского воинства, отправился на поединок. И «ударились Пересвет и Челубей так крепко, громко и сильно, что земля сотряслась, и упали оба на землю замертво». По одной из версий Мамаева побоища, «ударились копьями друг против друга, и копья их переломались, и пали оба на землю, и скончались». У русских дружинников словно крылья выросли. Вдохновленные подвигом бесстрашного русского витязя-чернеца, устремились они на врага и одержали великую победу.

Значение Мамаева побоища оценили потомки, которые стали вести счет годам не только от сотворения мира и Рождества Христова, но и от Куликовой Победы: «от Задонщины столько-то лет». И день победы до революции и до 1945 года отмечался именно в день битвы – 21 сентября, в день Рождества Богородицы («Госпожин день»). Ушли на битву разрозненные полки суздальцев, москвичей, ростовчан, костромичей, а вернулись все они единым русским народом! Сразу после поражения, перед бегством, разбитый и морально раздавленный Мамай произнес: «Велик Бог христианский!» После битвы князь Димитрий, прозванный за победу Донским, обходил пропитанное в буквальном смысле кровью Куликово поле и нашел здесь Пересвета. Восемь дней «стояла на костях» русская рать – хоронили погибших. Пересвета, Ослябю и особо приближенных бояр князя Димитрия упокоили в Старо-Симоновом монастыре близ Москвы (сейчас это уже территория города).

Память святых преподобномучеников Александра и Андрея Радонежских (Пересвета и Осляби) – 19 июля (Собор Радонежских святых). Мощи их, как и прежде, почивают в оставшемся от Старо-Симонова монастыря восстановленном храме Рождества Пресвятой Богородицы (метро «Автозаводская», территория завода «Динамо», вход свободен, богослужения в храме ежедневные).

 

В. НИКОЛАЕВ.

Б№37(501)2009

 

единый справочник телефонов города ногинска справочник телефонов г чебоксары справочник телефонов найти человека по фамилии через базу данных адреса домашний телефон по адресу казань справочник мобильных телефонов донецка справочник телефонов стерлитамак выкса справочник телефонов телефонная база билайн по спб он лайн справочник телефонов здесь справочник телефонов г липецка справочник адресов брянска справочник телефонов города лиски искать адрес по фамилии справочник телефонов верхней пышмы тут справочник телефонный гродно 2012 смс перехватчик проверить поиск номера телефона мегафон самара телефонная база данных тут краткий автомобильный справочник 1994 телефонная база данных уфа найти номер справочник телефонов ильичёвска краснодар найти номер телефона по фамилии в харькове узнать по определение искать номер телефона по адресу справочник домашних телефонов города киров зеленоградская телефонная база справочник телефонов города тольятти по найти электронную на сайте телефонная поиск номера абонента москва справочник телефонов города справочник телефонов г ногинск телефонная база по рб мтс все номера абонентов мтс санкт петербург online телефонный справочник москвы Продолжаю походы к вебмастеру sitemap
 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг