Непобедимые
8 сентября 1812 года произошло Бородинское сражение. День
воинской славы России.
Битва длилась 12 часов с необычайным упорством с обеих
сторон. Потери были огромными: 58 тысяч у французов (из 135 тысяч), 44 тысячи у
русских (из 120 тысяч). Ни одна из сторон не могла считать себя победителем.
Наполеон, уже, будучи в изгнании на острове Святой Елены, вспоминал: «Из всех
моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали
себя достойными одержать победу, а русские отстояли право быть непобедимыми».
Особым
мужеством и стойкостью отличилась в сражении батарея Раевского, оказавшаяся на
самом стыке двух армий. Именно сюда был направлен один из главных ударов
Наполеона. Батарея переходила из рук в руки несколько раз. Русские взяли в плен
генерала Бонами, у нас погиб генерал Кутайсов и был
ранен генерал Ермолов. В рапорте Раевский напишет о потерях своего 7-го
корпуса: «Описывать деяния всякого
генерала и офицера я не в силах, и отличная их храбрость доказана тем, что
почти все истреблены. Но и потери врага здесь были просто огромны. Недаром
французы окрестили это место «редутом смерти».
О героизме и
стойкости русского воинства в Отечественной войне 1812 года сказано и написано
немало. Но, к сожалению, и в советские годы (в силу идеологических причин), и
сегодня упорно замалчивают тот факт, что особую, без преувеличения, важнейшую
заботу о духовной поддержке, воспитании патриотических чувств армии и мирного
населения взяла на себя Русская Православная Церковь.
Как только
стало известно, что полчища Наполеона вторглись на
нашу землю, Александр I, сознавая серьезность нависшей угрозы, принял решение
поднять народную войну. 6 июля в Полоцке он подписал манифест о созыве в помощь
регулярной армии народных ополчений, черпая примеры в истории Смутного времени
XVII века. Он зачитывался во всех храмах перед литургией, после которой
совершалось на коленях молебствие «о победе над супостатом».
Практически все, что составляло доход церкви, например
от продажи свечей, шло на формирование ополчений. Так, только Свято-Троицкая
Сергиева лавра внесла 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром и 5
пудов серебра в вещах и слитках. Жалованье приходских священников было
невысоким, но тем не менее многие из них от половины
до полной суммы своего годового содержания также жертвовали на нужды народной
армии. К слову сказать, среди поступивших в ополчение значительное место
занимали учащиеся духовных академий, семинарий и уездных училищ. Например,
только Казанская духовная академия дала 56 человек, Киевская – 22, Калужская
духовная семинария — 50.
При
ополчениях, так же, как и при полках регулярной армии, состояли и священники.
После войны, по просьбе начальников ополчений, бывшие у них иконы, хоругви были
поставлены в соборных церквях губернских городов (Нижний Новгород, Кострома,
Пенза, Ярославль и других). Надо ли говорить, что постоянные опасности,
близость смерти, огромная напряженная военная работа требовали духовной
поддержки со стороны православных пастырей. «Русский
солдат, – писал руководитель ведомства военного духовенства протопресвитер
Г. И. Щавельский, – не страшится смерти, но боится умереть без причастия, быть зарытым без
церковного погребения». Вот почему для православных воинов столь
необходимо было присутствие в полку священника, который утешал раненых,
напутствовал, погребал убитых.
Военные
пастыри, кроме того, не только были учителями и вдохновителями русского
воинства, но и принимали непосредственное участие в сражениях. После
Отечественной войны согласно Императорскому указу были отмечены различными
наградами 200 таких священнослужителей. Так, священник 19-го егерского полка
Василий Васильковский в сражении под Витебском «по искреннему усердию» шел
впереди полка с крестом в руках, благословляя им идущих в атаку воинов. Затем в
разгар боя исповедовал и причащал Святыми Тайнами тяжелораненых и умирающих. Во
время своих пастырских трудов был ранен в левую ногу рикошетом ядра... Не
обращая внимания на кровоточащую рану, отец Василий по-прежнему находился в гуще
боя, повторяя солдатам, что, осеняемые святым крестом, они обязательно сломают
неприятеля. Внезапно Васильковский почувствовал сильный удар в грудь. Пуля
попала в середину креста, висевшего на его груди. Крест спас (в буквальном
смысле) самоотверженного пастыря. Но все же контузия
заставила его покинуть поле сражения.
Еще один
подвиг отец Василий совершил в сражении под Малоярославцем. Вот что пишет в
своем донесении об этом генерал Д.С. Дохтуров: «Священник впереди полка с крестом примером мужества поощрял солдат
поражать врагов и умирать бесстрашно за веру и Государя. Раненный в голову, он
был вынесен с поля боя».
Протоирей
Московского гренадерского полка Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под
пушечным огнем впереди гренадерской колонны. Несмотря на сильную контузию бедра
левой ноги, он остался в строю и продолжал службу, участвуя в освобождении
территории России.
Надо
отметить, что в русской армии каждый полк имел не только свою походную церковь,
но и свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения.
Во время Отечественной войны общей святыней русской армии являлась Смоленская
икона Божией Матери. Накануне Бородинской битвы чудотворный образ пронесли по
всему воинскому лагерю. Вот как описывает это событие и настроение в войсках
участник сражения Ф.Н. Глинка: «Духовенство
шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением, и святая икона
шествовала. Сама собою, по велению сердца, стотысячная армия падала на колени и
припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде
творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания».
Французы,
имевшие возможность наблюдать за русским лагерем, смутно понимали то, что
происходит. Глубокую веру русских людей они считали проявлением невежества,
ощущая себя носителями разума и цивилизации в стране варваров. На самом деле гнусными варварами и «швалью»,
вторгшейся на чужую землю, были именно французы. Если русские на Бородинском
поле сражались за «веру, царя и Отечество», то воззвание Наполеона к своей
«орде» звучало так: «Солдаты! Вот битва,
которой вы так ждали! Победа зависит от вас; нам она необходима; она дает нам
обильные припасы, хорошие зимние квартиры и скорое возвращение на родину»…
(Окончание следует).
В.НИКОЛАЕВ.
Б№35(499)2009