Какие
идеалы, такая и жизнь
Московский священник Владимир Соколов – автор многих книг
на темы воспитания, проблем молодежи. В преддверии нового учебного года мы
предлагаем читателям газеты размышления православного пастыря о природе таланта,
о том, как использовать этот дар, данный нам свыше.
Сегодня
общество охватила горячечная лихорадка: везде ищут будущих звезд. И если раньше
искали таланты (вспомним хотя бы известную передачу «Алло, мы ищем таланты!»),
то теперь доминантой жизни стали проекты конкурсов красоты или «Фабрики звезд».
Звездная болезнь поразила нынче почти всех – очень многие хотят если уж не быть
звездами, то, во всяком случае, подражать им. Звезды сегодня в центре
общественного внимания – их быт, одежда, личная жизнь, покупки, болезни, даже
самые мелкие подробности их жизни муссируются и изучаются большим количеством
людей. А уж их смерть становится предметом особого, самого пристального
внимания, как будто они всю жизнь отдали только тому, чтобы, умерев, обрести популярность.
Именно звезды становятся синонимом талантливости. Поэтому очень важно понять,
чем же является талант в своем существе.
В большинстве
толковых словарей русского языка слово «талант» определено противоречиво: как
природная способность. Но природа управляема – она подчинена строгим законам,
все, что она производит, не может выйти за рамки этих законов. Поэтому любая
природная способность – это способность повторять прежде бывшее, как и все в
природе. Талант же – это возможность развивать все способности, давать что-то
новое, но такого в самой природе нет – она сверхконсервативна. Значит, эта
способность дается тем, что выше природы, или от Того,
Кто управляет природой. Однако этот «природный» стереотип, сформировавшийся в
новое время и осевший во всех доступных народу словарях, никто даже не желает
рассмотреть на предмет его соответствия действительности.
Существует
понятие «идеал» – это эталон, главное мерило, с которым мы сопоставляем то, что
исследуем. Точно так же и в отношении таланта – от того, чем мы будем его
измерять, зависит и то, как мы будем его определять.
Если мера таланта – природа, то и талант для нас будет природной способностью.
И абсолютно неважно, какая это способность и в чем заключены наши достижения –
в приобретении ли капиталов, в способности далеко плевать, разбивать головой
груду кирпичей, важна лишь способность к любому выдающемуся достижению, даже
если эти достижения связаны с нарушением нравственного закона. Принцип здесь
такой: всякое необычное, чтобы не сказать – шокирующее достижение, доводящее
какую-нибудь физиологическую или техническую мелочь до уродливых размеров, все
равно представляется достижением положительным, ибо оно делает человека
известным рекордсменом, звездой.
Однако назвать
такое достижение проявлением таланта все-таки нельзя. Необходимо выделить в
понятии талант основное качество – это обращенность к значимому, к главному.
Однако
сегодня, к сожалению, стремление к любому «выдающемуся достижению» становится
самоцелью – само достижение уже не имеет никакого смысла, которое, по сути,
питает лишь тщеславие и гордыню. Раньше подвижники веры часто через позор и
унижения стремились укротить свои страсти, смирить гордыню, сейчас люди
залезают, например, на полок в бане и соревнуются в продолжительности такого
сидения. Чтобы прославиться, стать звездой, в конечном итоге для того, чтобы
дать пищу своей страсти. Но, как это ни печально, и
общество сегодня ориентировано именно на этот идеал. Средствами массовой
информации оно приучено именно к талантам такого рода. Если раньше в центре
внимания российского общества был идеал святого – жития святых были самым
популярным чтением, то ныне общественный идеал – это поп-звезда или топ-модель.
Каков идеал – так мы и живем. Поэтому так важно
сегодня восстановить изначальные ценности и идеалы.
В
мировоззрении современного человека отсутствует понятие грех, но тем не менее грех-то существует. Он оставляет отпечаток
на всей нашей жизни, в том числе и на мировоззрении. Парадоксально и
одновременно трагично, что человек, который не признает греха, а называет его
добродетелью, начинает и на мир смотреть сквозь призму греха, все уродливое
кажется им красивым. Только этим можно объяснить то, что признак талантливости
сегодня приписывают всему, даже способность совершать преступления называют
криминальным талантом. Но это стало возможно лишь тогда, когда талант начали
считать природной способностью, а не даром Бога, ведь невозможно назвать даром
от Бога то, что Он запрещает Своими заповедями.
Не в
избавлении от греха, не в преображении жизни видит современный человек ее
смысл, а в самораскрытии и самореализации. У святых отцов
и речи нет ни о каком природном даровании – все они
считали таланты даром Бога. Да и само понятие дар в христианском сознании
связано с Богом. В послании апостола Иакова сказано: «Всякий дар совершенный
нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1, 17).
Послужить Богу можно только определенными способностями, нельзя, например,
служить Ему способностью к дальнему плевку или съеданию как можно большего
количества куриных окорочков.
Талант – это не всякая способность, а только та, которой можно служить Богу.
Талант – это дар, исходящий от Бога, и поэтому он и должен быть возвращен (и
посвящен) Богу. Талант умножается там, где человек принимает свое
предназначение от Бога и следует за Ним в нравственном подвижничестве.
Таким образом,
нынешний повсеместный поиск талантов – это лишь спекуляция и паразитирование на
потребности людей сделать основой жизни истинные дарования. Обновление жизни, в
котором так нуждается мир, невозможно без того, что именно талантливые люди
должны занять центральное место в духовной, общественно-политической и
культурной жизни человечества. Поиск талантов – это жизненная необходимость для
любого народа, и если ему удается их найти и выдвинуть на общественное служение,
то такой народ ожидает подлинное процветание. Можно сказать, что наше будущее,
а в сегодняшней постановке вопроса и наша жизнь, зависят от того, сумеем ли мы
найти и выдвинуть к служению народу истинные таланты.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№34(498)2009