На третьем году Своей земной проповеди Господь Иисус Христос все чаще
говорил ученикам о предстоящих Ему страданиях и смерти на Кресте. Чтобы эти
крестные муки не смутили учеников и чтобы они не отпали от Него, Он, Всемудрый, еще до казни приоткрыл им Свою
Божественную славу. В сопровождении трех учеников (Петра, Иоанна и Иакова) он
взошел ночью на гору Фавор и там, в молитве преобразился перед ними. И просияло
лицо Его, а одежда Его сделалась белою, блистающею... и светлое облако окружило
Господа и учеников, и раздался голос, глаголящий: «Сей есть Сын Мой
возлюбленный, Его слушайте».
В житиях святых есть немало описаний
того, как таким же неземным светом во время молитв становились и лица угодников
Божиих. И не случайно на иконах вокруг ликов святых всегда изображается нимб –
символ Божественного света. Это драгоценная корона, которою Господь венчает
подвижников веры.
Духовный сын преподобного Серафима Саровского Н.А. Мотовилов поведал в своих записках о том,
как по молитве старца оба пребывали в Духе Святом:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе
Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня? – спросил
преподобный Серафим.
Я отвечал:
– Не
могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо
ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.
– Что же чувствуете вы теперь?
–Необыкновенно хорошо, – сказал я. – Чувствую
я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.
Еще Н.А. Мотовилов чувствовал
«необыкновенную сладость», «необыкновенную радость в сердце», «теплоту
необыкновенную» и «благоухание», которому нет ничего подобного на земле.
Батюшка Серафим на это, приятно
улыбнувшись, сказал:
– И сам я знаю это точно, как и вы,
да нарочно спрашиваю у вас, – так ли вы это чувствуете. Сущая
правда, ваше Боголюбие. Никакая приятность земного
благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь
ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же
земное может быть подобно ему? Заметьте же, ваше Боголюбие, теплота не в воздухе, а в нас самих.
Именно теплота Духа Святого
согревала Христа ради юродивых, таких, как Василий Блаженный, которые ходили
зимой полураздетыми, и наполняла неземной радостью
сердца монахов, затворившихся в пещерах от радостей мира, таких мелких и
ничтожных в сравнении с тем, что дарует Господь истинным подвижникам веры.
Таким подвижником был московский
священник отец Арсений (1894 – 1975), который в 1939 году был заключен в лагерь
усиленного режима, из которого был освобожден только в 1958 году. В
нечеловеческих условиях он для многих узников стал поддержкой и опорой, многих
привел к вере. Вот как описывает знакомство с отцом Арсением один из его
духовных сыновей Алексей, которого священник спас от расправы уголовников. За
этот инцидент администрация лагеря отправила отца Арсения и Алексея в карцер на
верную смерть:
– Карцер № 1 – небольшой домик,
стоящий у входа в лагерь. Пол, стены, лежак были сплошь обиты листовым железом.
Сама камера была не более трех четвертей метра, длиной два метра. Мороз на
улице 30 градусов, ветер, дышать трудно. При таком морозе в карцер не посылали,
при 5 – 6 градусах посылали, бывало, на одни сутки. Живыми оставались лишь те,
кто 24 часа прыгал на одном месте. Перестанешь двигаться – замерзнешь. А сейчас
минус 30. Привели в карцер, втолкнули. Упали оба, разбились, кто обо что.
Остались в темноте. Поднялся отец Арсений и проговорил: «Ну, вот и привел
Господь вдвоем жить...»
...Когда окончательно окоченевший
Алексей решил лечь и умереть, он вдруг услышал, что отец Арсений отнюдь не
прыгает, спасаясь от замерзания, а молится. «И в этот момент, – вспоминает
Алексей, – карцер как бы раздвинулся, полоса лунного света исчезла, было
светло, ярко горел свет, и отец Арсений, сияющий и одетый в сверкающие белые
одежды, воздев руки вверх, громко молился».
Эта чудесная молитва наполнила и
сердце Алексея. Он встал и тоже, как мог, начал молиться со священником. И (о,
чудо!) «стало тепло, дышалось легко, ощущение радости жило в душе». Все, что
произносил отец Арсений, произносил и Алексей. Оба слились со словами молитв.
...Когда их выпустили из карцера,
врач запустил руку под одежду отца Арсения и Алексея и задумчиво сказал:
– Удивительно! Как могли выжить!
Действительно, теплые. Чем согревались?
– Верой в Бога и молитвой, – ответил
отец Арсений.
– Фанатики. Быстро в барак! –
раздраженно сказал кто-то из начальства.
Барак встретил обоих, как воскресших
из мертвых.
Вера – это преображение души по
заповедям Учителя. Его Преображение на горе Фавор, произошедшее двадцать веков
тому назад, учит, что и всем нам, если будем истинными христианами, тоже
откроется неземное сияние вечной жизни.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№33(497)2009