«Лоскутки» из недосказанного
Книга «Лоскутки» протоиерея Всеволода Чаплина,
заместителя председателя отдела внешних церковных связей Московского
патриархата, – это сборник зарисовок на темы духовной жизни. Автора журналисты в
шутку называют «говорящей головой» Русской Православной Церкви, поскольку в
печатных и электронных СМИ он часто озвучивает официальную позицию РПЦ. По
словам отца Всеволода, повода для появления «Лоскутков» не было никакого,
«кроме, пожалуй, того, что в потоке статей и публичных выступлений» у «автора
оставалось несколько невысказанных мыслей и невыраженных переживаний». С
некоторыми из этих, несомненно, интересных и глубоких мыслей известного
церковного деятеля мы, начиная с этого номера, будем периодически знакомить и
читателей нашей газеты.
Почему все-таки Запад так боится Православия?
Почему так настойчиво пытается разделить православные народы (как сербский),
отторгнуть от них территории, столкнуть их друг с другом? Наверное, потому, что
понимает: Православие может изменить мир, и в том числе сам Запад! Если
проповедь апостольского христианства ворвется на поле мировых СМИ, то
сокрушатся немощные дерзости современных идеологов, разобьются глиняные идолы
комфорта, эгоизма, житейского «успеха»... Ведь каждому правдивому человеку
легко понять: они не приносят счастья, они – обман и самообман. (Этими строками можно ответить и на вопрос, почему в российских
школах практически невозможно преподавать «Основы православной культуры».
А вдруг после этого наши дети станут добрее, чище и нравственнее? – Прим. ред.).
+ + +
Споры об эволюции не утихают, а по-новому
разгораются... На самом деле доказательств происхождения
одних видов от других в ходе «естественного отбора» найдено явно недостаточно.
Наоборот, многие «факты» оказались подлогами. И при их помощи можно с не
меньшей убедительностью доказать происхождение обезьяны от человека. К тому же
никто не способен объяснить, почему появление новых видов прекратилось еще до
начала наблюдения природы человеком.
Зачем же нас так отчаянно пытаются убедить, что
биологические виды, включая человека, возникли сами по себе? Наверное, одна из
главных причин – в том, что, если человек появился на свет благодаря «трудовым
заслугам»далеких «обезьяноподобных предков», то он
должен быть совершенно автономен. Ему не нужен Творец или Промыслитель.
Он отвечает только перед собой. Вот так научная гипотеза
служит идеологии, пытающейся «закрутить» общество по определенным
(атеистическим. – Прим. ред.) законам и правилам.
+ + +
Придет ли вновь Запад ко
Христу? Если и придет, то не постепенно и не сейчас. Ничто так не убивает веру
– а также и мысль, и творчество – как сытая, спокойная, предсказуемая,
самоуверенная жизнь. И нам нужно напоминать Западу об этом... чтобы люди,
живущие в западных странах, хотя бы в минуту испытаний или перед смертью
обращались ко Христу. Но вот обратится ли западное
общество в целом? Сможет ли вновь наполнить храмы, которые превратились в
скучное подобие райсобесов или клубов для пенсионеров и домохозяек, где говорят
не о жизни и смерти, а о правах женщины и об изменении климата? Наверное, все
это переменится тогда, когда кончится спокойная жизнь, когда грозная мировая
реальность выплеснется на улицы тихих европейских и американских городков. А
это более чем возможно.
+ + +
Иногда от наших нецерковных
современников можно услышать, что Православие более эмоционально, чем
католичество или протестантизм. И это притом, что католическая мистика и молитвенная
практика уже веков пять насквозь пронизаны чувственностью, граничащей с
сексуальностью... Многие же направления протестантизма – это сплошные ахи,
вздохи, пританцовывания, а то и вовсе катания по полу
в экстазе. Православие сохранило трезвенное отношение к человеческим чувствам. С пониманием того, что во многом их контролирует враг нашего
спасения (дьявол, бесы. – Прим. ред.).
+ + +
Похоже, Россия сегодня, как никогда, ясно видит
перед собой путь к гибели и путь к спасению. На первый зовут реклама и массовая
культура, от него предостерегают политики, журналисты, медики, педагоги,
пастыри. О втором каждый день возвещают колокола наших храмов, тысячи
православных книг, те же радио, телевидение, Интернет. О пути ко Христу свидетельствуют многие примеры жизни тех, кто
рядом, – только оглянись вокруг. Никто сегодня уже не может сказать, что не
видел спасительного пути, не знал о нем. Все это будут отговорки, за которыми –
боязнь святости, боязнь изменить греховную жизнь.
+ + +
Перед каждыми выборами у духовенства спрашивают: за
кого выступает Церковь, кого поддерживает?.. Но политический выбор должен
определяться не прямым церковным указанием – голосуй за того-то и не голосуй за
тех-то, а духовным и нравственным воспитанием. Если люди, народ, не имеют дара
«различения духов», даже самое правильное голосование не изменит общество к
лучшему. Любой жулик, лжец, безответственный мечтатель, назвавшийся
«православным политиком», окажется способен, придя к власти, опорочить
заявленную им идею. А вот если люди будут реально воспитаны в христианском
духе, они смогут безошибочно определиться (по делам, по словам, по настрою, по облику), какой политик разделяет одинаковые с
ними ценности. И смогут трудиться вместе с ним, созидая достойную жизнь для
страны.
Подготовил
В.НИКОЛАЕВ
Б№32(496)2009