Есть
ли адские муки?
1 августа — обретение мощей (прославление в лике святых)
преподобного Серафима Саровского (1903 год).
Одним из тех, кто близко знал великого угодника Божия, был
весьма состоятельный человек и благотворитель Н.А. Мотовилов, «служка
Серафимов», как он сам себя любил называть. Чудесным образом до нас дошла
рукопись его воспоминаний о встречах и беседах с
преподобным.
Однажды
Николай Александрович, как человек «просвещенный», усомнился в реальности
демонических сил, на что батюшка Серафим поведал ему о своей страшной борьбе с
бесами и только силою своей святости убедил собеседника в их существовании.
Пылкий Мотовилов, вдохновленный рассказом старца и его победой, от души
воскликнул:
– Батюшка,
как бы и я хотел побороться с бесами!
– Что вы, что
вы, ваше Боголюбие! – перебил его преподобный
Серафим. – Вы не знаете, что говорите. Знали бы вы, что малейший из них своим
когтем может перевернуть всю землю, так не вызвались бы на борьбу с ними.
– А разве,
батюшка, у них есть когти?
– Эх, ваше Боголюбие, ваше Боголюбие, и чему только вас в университетах учат! Не
знаете, что у бесов когтей нет?! Изображают их с копытами, рогами, хвостами
потому, что для человеческого воображения невозможно гнуснее
этого вида и придумать. Таковы в гнусности они и есть,
ибо самовольное отпадение их от Бога и добровольное противление их Божественной
благодати из ангелов света, какими они были до отпадения, сделало их ангелами
такой тьмы и мерзости, что не изобразить их никаким человеческим подобием, а
подобие нужно. Вот их и изображают черными и безобразными. Но, будучи сотворены
с силой и свойствами ангелов, они обладают таким для человека и для всего
земного необозримым могуществом, что самый маленький из них, как и сказал я
вам, может своим когтем перевернуть всю землю. Одна Божественная благодать Всесвятого Духа, втуне (даром) даруемая нам, православным
христианам, за божественные заслуги Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа,
одна она делает ничтожными все козни и злоухищрения
вражьи.
И
все же дерзкий вызов демонам Мотовилова по попущению Божию
не остался без последствий: Николай Александрович сделался одержимым той самой
темною силою.
Произошло это
так. Уже после кончины батюшки Серафима Николай Александрович поехал на его
родину в Курск, чтобы собрать сведения о детстве и юношестве старца. Поездка
оказалась весьма плодотворной. Беда ждала Мотовилова на обратном пути. На
почтовой станции в комнатке для постояльцев он стал разбирать свои бумаги и
прочитал записку об исцелении бесноватой девицы. Мотовилов усомнился в том, что
православная христианка, приобщающаяся Святых Христовых Тайн, в течение
тридцати с лишним лет была одержима бесами. «Посмотрел бы я, как бы посмел в
меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения. И в это
самое мгновение, – вспоминал Николай Александрович,– страшное, холодное,
зловонное облако окружило меня и стало входить в мои судорожно стиснутые уста».
А после для самоуверенного гордеца, убежденного в силе своей веры, начался
период неимоверных мучений. Вот как их описал сам Мотовилов.
«Господь
сподобил меня на себе самом испытать истинно, а не во сне и не в привидении,
три геенские муки. Первая – огня несвятимого
и неугасимого ничем более, как лишь одною благодатию
Пресвятого Духа. Продолжалась эта мука в течение трех суток, что я чувствовал,
как сожигался, но не сгорал. Со всего меня по десять
или по семнадцать раз в сутки снимали эту геенскую
сажу, что было видно для всех... Вторая мука в течение двух суток – тартара геенского, ужасного холода, так что и огонь не только не
жег, но и согревать меня не мог... я с полчаса держал руку над свечой, и она
вся закоптела донельзя, но не согрелась даже. Но третья мука, геенская, продолжалась только полтора суток, но зато велик
был ужас и страдание от неописуемого и непостижимого.
Как я жив остался от нее! Эта мука была – червя
неусыпного геенского, и червь этот никому, кроме меня
самого и архиепископа Воронежского Антония, не был виден. Но я сам был преисполнен
этим наизлейшим червем, который ползал во мне во всем и неизъяснимо ужасно грыз
всю мою внутренность, но и выползаючи через рот, уши
и нос, снова во внутренности мои возвращался».
Претерпеть
эти муки Мотовилов смог только благодаря присутствию упомянутого архиепископа
Антония, молившегося за несчастного и лично причащавшего его Святых Христовых
Тайн. А вскоре Николай Александрович, искренне раскаявшийся в горделивых
побуждениях, имел видение своего покровителя, преподобного Серафима, который
утешил страдальца обещанием, что вселившийся в него бес уже не будет столь
жестоко его мучить. Но полное исцеление наступит только через тридцать лет при
обретении мощей святителя Тихона Задонского.
...В день
открытия мощей святителя Тихона (1861 год) Мотовилов стоял в алтаре храма. Он
взглянул наверх и увидел святителя Тихона, который благословил его и стал
невидим. В этот момент Николай Александрович сразу почувствовал, что демон
оставил его, и испытал невыразимое словами облегчение.
На печальном
опыте «служки Серафимова» видно, сколь опасно даже
мысль допускать о вторжении в мир падших духов, тем более бороться с ними.
Таковое под силу только великим святым, каковым был преподобный Серафим Саровский. Все сказанное вовсе не означает, что мы должны
бояться демонов. Они бессильны, если человек живет в лоне Матери Церкви,
прибегает к ее спасительным таинствам. Но вне Церкви человек беззащитен перед
темною силою, особенно если совершает тяжкие грехи.
Одним из
таких тягчайших грехов является демонообщение:
множество людей безумною толпой идут за помощью не в храм к Богу, а к «служкам
сатаны» – в секты, к колдунам, «целителям», гадалкам, астрологам, экстрасенсам,
магам, и тем самым губят свои души. К сожалению, сегодня и книжные магазины
превратились в скопища оккультной, самой мерзейшей и душепогибельной литературы, которая учит, как самому стать
магом, «целителем», «ясновидящим». Только с помощью Божией, Святых Таинств и
знаний, которые дает вера, можно избежать пути, ведущего к вечной погибели и геенским мукам, каковые лишь в ничтожной степени было
попущено претерпеть Н.А. Мотовилову.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№30(494)2009