Россия расхристанная
(Окончание.
Начало в № 214)
Как
уже отмечалось в первой части публикации, несмотря на внушительные темпы
экономического роста, которые не остановила даже Первая мировая война, в
духовном плане Россия накануне крушения империи практически утратила веру в
свою особую миссию в мире, в покровительство Божие и идеалы Святой Руси.
Чиновничество,
аристократия, интеллигенция, мир искусства, студенчество были повально заражены
не просто отступничеством от веры, а откровенным богоборчеством: ходить в
церковь, читать Евангелие расценивалось в этих кругах чуть ли не как
повреждение ума. Вот как описывает один иеромонах реакцию своих родителей,
членов царского двора, на его желание уйти в монастырь: «Родители, особенно
мама, «рвали и метали»: княжеского рода, богатый – и к «жеребячьей породе»
лезет, так в высших, да и не только в высших кругах называли священнослужителей
за длинные волосы и бороды. Вся родня поднялась против меня, пошли разговоры
отправлять меня в Екатеринбург или в Англию в посольство, чтобы оторвать от
Церкви».
Таким
образом, самая активная и влиятельная часть общества вместо того, чтобы
помогать царю и правительству в решении проблем, тем более в условиях войны,
раскачивала державный корабль, дискредитируя идею православной монархии, веру и
традиционные устои общества. И чем больше государь давал прав и свобод этой
«бродильной массе», тем больше она ненавидела царя и оборачивала эти свободы
против него самого, «уже не ведая, что творит».
Не
дремали и внешние враги России, создавшие целую сеть тайных террористических
организаций, подконтрольных им газет. На царскую семью, пользуясь разрешенной
царем «свободой слова», его недруги выливали потоки лжи. И в конечном итоге вся
эта «внутренняя» и «внешняя» свора готовила переворот, преследуя при этом,
конечно же, свои личные цели. Так саранча, по одному образному выражению, хотя
и не имеет конкретного вожака, тем не менее исправно пожирает огромные массивы
зерновых культур.
Однако в
очередной раз повторимся: врагам России ничего бы не удалось сделать, если бы
не утрата большей частью народа тех нравственных ориентиров, истоком которых
была православная вера. Основная масса народа посещала храмы, ставила свечки,
заказывала панихиды просто по обычаю, сложившимся традициям, а не по вере.
Когда к власти в стране пришло Временное правительство, отменившее обязательные
богослужения на фронте, в храмы стало ходить всего 10 процентов солдат. Даже
витающая над окопами смерть не пробудила в сердцах большинства страх предстать
неверами перед очами Божиими. Пройдет еще немного времени, и народ уже полезет
на купола сбрасывать кресты...
Николай
II понимал, что в стране возникла новая смута. Он мог, конечно, с помощью
репрессий и казачьих нагаек «навести порядок». Но он не был, ни диктатором, ни
тираном. Это был с детства глубоко верующий человек, почитающий христианские
заповеди. Когда после революции 1905 года ему предложили расстрелять несколько
сот революционеров, он этого не разрешил. «Да, человек грешен, подвержен
действию зла, но он может покаяться», – совершенно по-христиански рассуждал
государь. Он не стал развязывать братоубийственную войну в России только ради
того, чтобы удержаться на троне, за что его «задним числом» сегодня пытаются
упрекать. В истории было немало случаев, когда люди силой удерживали власть и
были невидимы народом. Но Николай II был не из их числа.
Сначала
от царя отреклись родственники и военачальники: все командующие фронтами и
флотами и все Великие князья (ближайшие родственники) прислали ему в ставку
телеграммы о том, что его отречение якобы необходимо для спасения России. Видя
всеобщую измену тех, на кого он всегда надеялся и в ком видел опору и славу
страны, государь испытал тяжелейшее потрясение и вынужден был принять роковое
решение об отречении. «Кругом измена и трусость, и обман», – напишет он в своем
дневнике в этот день. А генералу Д.Н. Дубенскому сказал: «Если я помеха счастью
России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить
трон... то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою
отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает».
Тогда же
стало ясно, что и народ оставил своего царя. Ликование на фронтах было
повсеместное. Падение дисциплины в войсках после отречения царя и последовавшей
Февральской революции сопровождалось массовыми убийствами офицеров, особенно на
флотах, и скоро славная российская армия попросту перестала существовать.
Плодами победы над уже фактически побежденной кайзеровской Германией
воспользовались другие страны.
И
теперь, оценивая события тех лет, становится очевидно, что на самом деле не
русский царь отрекся от престола. Это народ отрекся от своего царя,
соблазнившись устроить свое земное благополучие без Бога и без власти Его
помазанника – православного царя. Платой за это вселенское умопомешательство
были братоубийственная война, голодомор, репрессии. Сейчас это уже история, но
не дай Бог оказаться в жерновах тех страшных исторических событий.
Крах
России был неизбежен. Господь как бы сбросил маски со всех участников этой
роковой драмы. Тогда и российский император увидел, что не только высший свет и
«цивилизованное общество», но и народ в большинстве своем уже давно не
православный, а расхристанный – страшный народ.
С этого
момента и начался святой крестный путь последнего русского царя на русскую
Голгофу. Николай II отрекся от престола, но не отрекся от своего народа. Не
сошел с ума, не покончил жизнь самоубийством, не бежал заграницу (хотя возможность
у него такая была). Он предпочел остаться в своей стране, со своим заблудшим
народом, полностью вверив себя воле Божией: «Прости их, Господи, ибо не ведают,
что творят».
Конечно
же, царь не мог предвидеть, какие ужасные события последуют после его отречения.
Но мы-то это теперь знаем! Поэтому, если хотим духовного возрождения Отечества,
должны не пожалеть никаких сил, чтобы преодолеть страшные последствия
отступничества от веры и попрания нравственности в нашем народе.
В. НИКОЛАЕВ.
Б№29(493)2009